ГРИГОРИЙ СИНАИТ - Страница 22

В русле предшествующего церковного аскетического Предания (Евагрий Понтийский, Никита Стифат и др.) Григорий Синаит различал два этапа подвижнической жизни – делание и созерцание. Первый посвящён цели очищения человека от страстей посредством «невидимой брани» с ними и достижения бесстрастия, или чистоты сердца; второй именуется также просвещением, т.е. мистическим состоянием соединения с Богом и одновременного созерцания или познания Его. Двум этапам аскетического подвига соответствуют три ступени духовного совершенствования: очищение сердца, просвещение ума и собственно совершенство, или «воскресение». На эти ступени подвижник восходит не в результате личных усилий и аскетических упражнений, а в результате возрождающего воздействия на него Божественной благодати. Духовное возрождение падшего человека, по его мысли, должно представлять собой последовательное и непрерывное усвоение духовных «возрастов Христа». «Всякий крещённый во Христа должен достигать всех Христовых возрастов, потому что он уже предвосхитил их силу и посредством заповедей может их найти и усвоить. Зачатие (в жизни христианина) есть залог Духа. Рождение – действие радости, крещение – очищающая сила огня Духа, преображение – созерцание божественного Света, распятие – умерщвление всего (греховного), погребение – сохранение в сердце ревности по Боге, воскресение – исступление и восхищение ума к Богу. Кто не приобрёл и не ощутил (названных состояний), тот ещё и телом и духом младенец, хотя считался бы всеми старцем и деятельным». Восстановление искажённого образа Божия в человеке, согласно Григорию Синаиту, разворачивается в активный и непрерывающийся процесс, в котором Божественная благодать находит отпавшего человека и при его желании и деятельном соучастии, принимающем форму аскетического подвига, возводит из нижеестественного состояния истления к непреложности обожения. Начало возрождению души полагается в кардинальном обновлении взгляда человека на себя, и в первую очередь, в признании своего наличного состояния противоприродным и безблагодатным. Такая самооценка сопровождается осознанием своей виновности перед Богом, единство с Которым было прервано по свободной инициативе человека. В результате в человеке созревает вдохновенное волевое решение возвратиться на путь верности и послушания Творцу. Его аскетический подвиг приобретает черты воплощаемого в жизнь покаяния. Отложение «ветхого» человека сопровождается облачением в человека «нового», живущего по велениям Духа Божия и всецело облечённого во Христа, Который есть основание и начало всех добродетелей и на Котором утверждается всё доброе. В отношении к природе человека деятельное подвижничество, или борьба со страстями, есть восстановление утраченной цельности природы сведением в единый духовный центр рассредоточенных и разрозненных душевных сил и чувств. Кульминацией собирания сердца становится низведение ума в этот духовный центр, осуществляемое действием благодати при напряжённом молитвенном усилии подвизающегося. Молитва – основное средство в деле собирания природы, что видно на примере рассеянной грехом памяти: «Исцеление первобытной памяти от коварного и гибельного запоминания помыслов обусловливается её возвратом к исконной простоте... Память вполне излечивается непрерывным и укрепленным молитвой воспоминанием о Боге, которое, сорастворившись с духом, от предметов естественных направляется к сверхъестественным».

 



 
PR-CY.ru