ГРИГОРИЙ СИНАИТ

ГРИГОРИЙ СИНАИТ (около 1275 – 1346 гг.) – византийский мистик, духовно-аскетический писатель, преподобный (память 8 августа, в Греческой церкви 6 апреля), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в. Основные сведения о Григория Синаита содержатся в его «Житии», написанном учеником преподобного Константинопольским патриархом Каллистом I (1350–1353, 1355–1363/1364 гг.). Это произведение даёт особенно много информации о годах молодости Григория Синаита, в первую очередь, об афонском периоде его жизни. Вместе с тем, возможно, по причине отсутствия сведений из первых рук, Каллист слишком лаконичен в рассказе о последнем этапе жизни учителя и даже не упоминает об обстоятельствах его смерти. В славянской версии «Жития» (1350 гг.) анонимный переводчик, личность которого вызвала много споров, и который был, скорее всего, болгарским монахом из монастыря в Парории, сделал в заключительной части (в греческом подлиннике весьма краткой) вставку, где рассказал о последнем периоде жизни и смерти Григория Синаита, основываясь на собственных воспоминаниях. О длительном периоде пребывания Григория Синаита в Парории и в её монастырях Каллист сообщает в «Житии» преподобного Феодосия Тырновского (около 1300 – 1363 гг.), ученика Григория Синаита, – другом агиографическом труде, написанном им, по всей вероятности, в Константинополе в последний год жизни (1363 г.). Греческий оригинал утерян, сохранился славянский перевод. Различие между информацией, содержащейся в «Житии» Григория Синаита, и известиями из «Жития» Феодосия Тырновского вызвано тем, что в последнем, рассказывая о периоде жизни Григория Синаита в Парории, Каллист пользуется сведениями, сообщёнными ему самим Феодосием, умершим в Константинополе в ноябре 1362 г., и четырьмя учениками, сопровождавшими его в последнем путешествии. Как источник сведений о пребывании Григория Синаита в Парории и о судьбе монастырей после его смерти исследователи считают важным «Житие» преподобного Ромила Видинского, написанное в местности Мелана близ Великой Лавры на Афоне его учеником преподобным Григорием Новым (ум. в 1380 г.) через несколько лет после смерти учителя. Эта работа была также почти сразу переведена на славянский язык. По мнению исследователей, славянская версия важна, поскольку основывается на лучшем греческом тексте, нежели тот, который дошёл до настоящего времени. В более раннем «Житии» преподобного Максима Кавсокаливита (ум. в 1354 г.), написанном его учеником Нифонтом (ум. в 1411 г.), Григорий Синаит не упоминается, в то время как в «Житии», составленном после 1381 г. митрополитом Фракийским Феофаном и бывшим игуменом Ватопедского монастыря, большое внимание уделяется второму пребыванию Григория Синаита на Святой Горе прежде его окончательного переселения в Парорию. В данном агиографическом произведении передаётся также беседа Григория Синаита и Максима о молитве, вошедшая впоследствии в греческую «Филокалию» (русский перевод «Об умной и благодатной молитве»). Эту часть передают с небольшими изменениями также другие биографы Максима: Макарий Макрис (ум. в 1431 г., ватопедский монах с 1409 г.) и несколько позже иеромонах Иоанникий Кохилас.

 



 
PR-CY.ru