ГРИГОРИЙ СИНАИТ - Страница 25

Григорий Синаит называл приобретённый таким образом способ восприятия «благодатным чувством», «духовным чувством», без которого «невозможно осязательно ощутить Божественной сладости, «разумным чувством», «чувством ума». Водружённый в сердце и соединившийся с Богом, ум становится иным, непостижимо и сверхприродно соединяясь с чувством, под которым в данном случае понимается единство чувств как таковых с душевными силами, желательной и раздражительной. «Чувства определённо созерцают чувственное, (душевные) силы – мысленное... Когда же Духом они сведутся в единство, став одновидными, тогда непосредственно и существенно опознают вещи божественные и человеческие такими, каковы они по природе, отчётливо прозревают в них смысл и, насколько возможно, чисто созерцают единственную причину всего – Троицу». Таким образом, новая способность восприятия вовлекает в познание всего человека, предварительно сообщив совокупности его энергий сверхприродное качество «одновидности». Фактически человек достигает нового уровня цельности – нетварной, благодатной, претерпевает благодатное превосхождение своего естества. Обладание полной мерой такого сверхприродного устроения «есть награда будущего непреложного обожения», которое сверхъестественно и невыразимо будут переживать получившие и сохранившие Духа в настоящей жизни. «Корень бессмертия», всеваемый в природу человека благодатью Святого Духа в качестве залога на земле, в будущем веке прозябнет и даст совершенный плод приведённого к исполнению достоинства богоподобия. Обоженный человек получит благодать как своё вечное и неизменяемое достояние и, по естеству будучи тварным, по благодати примет на себя совершенный образ «Агнца Божия» и станет тварным богом, непостижимо переживая, как своё, домостроительство Сына Божия. Божественная и нетварная благодать, по учению Григория Синаита, делает нетварными также и тех, кто совершенным образом приобщаются ей, поэтому вне причастия обоживающей благодати человек остаётся тварным следствием божественной энергии и его отношения с Богом ограничиваются отношением твари к Творцу. Когда же он соединяется с благодатью обожения, тогда, оставаясь тварным по естеству, он в то же время превосходит тварный мир в силу пребывающей в нём нетварной благодати, обладает ею «как бы по естеству» и по ней определяется божественными свойствами нетварности. Григорий Синаит отмечал свойства обоженных, особенно нетление и одухотворение тела. «По нетлению и обожению святые... будут ангелоподобными умами и сынами Воскресения Христова». Преобразившиеся «по образу Иисуса Христа» ещё на земле, «как (почти) бестелесные и нетленные», очистив «ум слезами», воскресив «душу Духом», плоть покорив разуму, изменят «свой по природе “глиняный” сосуд в световидный и огнезрачный лик божественной красоты. Потому что нетление есть иссякновение телесной влаги и полноты». «Неописуемо преобразившись из душевного в духовное, нетленное тело без влаги и тяжеловесности останется (всё же) земным, так что будет вместе земным и небесным по богоподобной тонкости. Каким оно было изначально создано, таким и воскреснет, чтобы быть сообразным облику Сына Человеческого вследствие совершенного участия в обожении».



 
PR-CY.ru