ГРИГОРИЙ СИНАИТ - Страница 23

Молитвенное делание составляет основу подвига на каждом этапе совершенствования, производя каждый раз соответствующее действие: «Начало умной молитвы есть действие, или очистительная сила, Святого Духа и таинственное священнодействие ума... середина – просветительная сила и созерцание, а конец – экстаз и восхищение ума к Богу». В молитве достигается цель подвижничества – стяжание благодати, возводящей к обожению. Благодать, согласно Григорию Синаиту, есть «действенная молитва». В таком качестве молитва именуется умной или сердечной, производимой Духом Божьим. Действие молитвы Григорий Синаит называл «дыханием Духа», вновь оживляющим разумного человека из состояния духовной смерти. Следуя церковному Преданию, он подробно описывал психосоматическую технику молитвы. Исцеление природы душевных сил сопровождается освобождением от влечения к страстному наслаждению и производимому им страданию. Очищение сердца как итог «невидимой брани» означает также избавление его от парения бесчисленных помыслов и страстных побуждений. Если прежде человек необходимо подчинялся «закону греха» и постоянно испытывал на себе его разрушительное действие, то силой благодати в нём утверждается иной закон – «закон духа жизни» (Рим. 8:2), который «говорит и действует в сердце... освобождает его от закона греха и смерти». Жизнеподающая благодать Духа Божия возводит человека от прежнего рабства к новому принципу существования, деятельным проявлением которого становится «закон заповедей», т.е. «сердечно проявляющаяся непосредственная вера», через которую «струится всякая заповедь и производит просвещение душ, в которых тогда являются следующие плоды истинной и деятельной веры: воздержание, любовь и... богодарованное смирение как начало и укрепление любви». Вера, определяемая Григорием Синаитом как непосредственная, благодатная, живая, действенная, обнимает закон духа жизни и закон заповедей и трактует их тесную связь как «исполнение заповедей духом». Достигший в аскетическом подвиге бесстрастия в своей очищенной природе являет осуществлённым необходимое условие для непосредственного и таинственного богообщения. Это – безмолвие природы человека, уединившегося в бесстрастии от страстного волнения – непрестанного становления страстей и достигшего молчания внешних чувств. Такое умиротворение природы (свидетельство чистоты сердца или сердечного безмолвия) является восстановлением её первозданной цельности, хотя совершенное нетление тела остаётся достоянием будущего века. Таинственное богообщение вступивших в покой бесстрастия принимает характер свободного, личного соединения с Богом «в один дух и тело», сопровождаемого непосредственным созерцанием и познанием Божества, Которое познаётся через причастие Ему. Борьба со страстями и этап очищения органично перетекают в богосозерцание, просвещение и соединение с Богом. Человек становится действительно словесным существом, храмом Духа и священнодействующим по воле Его, стяжает в сердце «землю кротких, (которая) есть Царство Небесное, или богомужное состояние Сына (Божия)».

 



 
PR-CY.ru