ГРИГОРИЙ СИНАИТ - Страница 20

Исповедуя «единое действие Отца, Сына и Святого Духа», он сближал понятия природы и энергии как причины и её вневременного следствия. Энергия есть естественная деятельность природы, движение божественной природы, через которое творение получает бытие во времени и становится причастным Богу. Как принадлежность природы и сущности энергия имеет отношение также и к ипостаси. Поскольку любая природа существует исключительно в ипостаси, которая является субъектом природного действия, то соответственно энергия может быть названа как природной, так и ипостасной. Божественная энергия также относится к природе Божества и трём Лицам Святой Троицы. Существуя в Боге не самоипостасно (т.е. как отдельная ипостась), а в Ипостасях Отца, Сына и Святого Духа (т.е. воипостазированно), и, как непременный атрибут Божества, является нетварной и вечной. Энергия, или благодать, будучи сообщаема творению, составляет основу бытия твари и благобытия разумных существ, что в последнем случае означает теснейшее участие в Боге и Его познание. «Благодатью мы ближайшим образом познаём Отца в Сыне по природе и сущности, в Отце – Сына, как в Своей Причине, и Духа – по исхождению». Тварный мир, вызванный из небытия и содержимый в бытии могущественным творческим «да будет» (Быт. 1:3), несёт на себе печать единого действия Триипостасного Божества, сокровенно промышляющего о мире и хранящего тварь в пределах естества и законов её природы. «Беспредельный Бог вceм пoзнaётcя и пocтигaeтcя тройственно. Он вcё coдepжит и oбо вcём пpoмышляeт чеpeз Cынa вo Cвятoм Дуxе. И нет ни одного (Лица Святой Троицы), Которое бы вне или отдельно от других (Лиц) где-либо мыслилось, называлось и исповедовалось». «Ибо едина благодать Отца, наполняющего (всё) через Сына в Духе Святом, и едино Божество и Един Бог, поклоняемый в Отце, Сыне и Святом Духе». Совместное действие и участие трёх Лиц Святой Троицы имело место не только при сотворении мира тварных существ, но продолжается и поныне в многообразном промыслительном смотрении о мире и о спасении отпавшего от Бога человека. Как Началу, Источнику и Причине Божественных Ипостасей Сына и Духа Богу Отцу принадлежит понимаемое богоприлично первенство в домостроительстве спасения человека, которое выражается в законотворящем действии Бога Отца, изъявляющего благоволение к падшему человеку и благословляющего Своего Единородного Сына на жертвенное служение миру. Божественное волеизъявление о спасении человека совершилось в недрах Божества вневременно, прежде бытия самой твари, и составило домостроительный замысел (или совет) Отца, Сына и Святого Духа. После исполнения времён Божественное Слово и Сын Божий «должным образом» пришёл в мир ради спасения мира: будучи совершенно прост по божеству, Он допустил сложность в Себе, приняв телесные очертания действием благодати Святого Духа. В таинстве Боговоплощения Святая Троица непостижимо разделилась во Христе, однако без прибавления для Себя Самой, дабы не стала Троица четверицей вследствие воплощения Слова. Разделение во Христе он усматривал как в способе бытия, так и в отношении сущности. Здесь его терминология восходит к христологии Максима Исповедника и к троичному богословию великих каппадокийцев. Вторая Ипостась Святой Троицы в воплощении стала тем, чем не была раньше, т.е. человеком, перенеся собственный, Божественный способ существования на воспринятую тварную человеческую природу.

 



 
PR-CY.ru