ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ - Страница 8

Наиболее длительное (до конца XVIII в.) потребление партесного многоголосия греческого распева отмечается для Русского Севера. Новый этап в распространении и одновременно унификации греческого распева начался после публикации песнопений греческого распева в московских синодальных нотных изданиях 1772 г. Все тексты изложены здесь на церковнославянском языке. В разных разделах синодального Обихода распределено до 30 циклов песнопений и отдельных песнопений греческого распева, известных с ХVII в. Примерно треть их относится ко всенощному бдению (Пс. 103, «Блажен муж», полиелей, Пс. 136, тропари – «Богородице Дево», «Рождество Твое, Христе Боже наш» и воскресные по непорочнах; «Бог Господь» с тропарями и богородичными, «Величит душа моя Господа»). Несколько меньшее число песнопений и жанровых групп греческого распева вошло в литургию киевского распева синодального Обихода («Святый Боже», блаженны, «О Тебе радуется», «Да исправится молитва моя», задостойники). В певческой Триоди греческого распева изложены песнопения субботы пятой седмицы Великого поста («Повеленное тайно», «Взбранной Воеводе»), Страстной седмицы («Благообразный Иосиф», непорочны Великой субботы и тропари по непорочнах), Пасхи («Христос воскресе», «Воскресение Твое», «Ангел вопияше», «Да воскреснет Бог»). На молебнах исполнялось «Тебе, Бога, хвалим» греческого распева. В издании Ирмология 1772 г. греческий распев включён в дополнительный раздел вслед за осмогласником и представлен, главным образом, припевами на девятой песни праздничных канонов. По мнению исследователей, греческий распев был широко распространён до начала XIX в. Однако, поскольку составители синодальных Октоиха, Ирмология и Праздников издания 1772 г. для удешевления и уменьшения объёма певческих книг ограничились, главным образом, версиями знаменного распева, а из песнопений греческого распева оставили только самые известные, многие образцы греческого распева, зафиксированные, в основном, в рукописных источниках, после указа Святейшего Синода о запрещении церковным хорам пользоваться рукописными тетрадями (1816 г.) стали постепенно выходить из употребления.

 



 
PR-CY.ru