ГРЕГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 9

Если изначально изучение распева было сосредоточено лишь в нескольких европейских научных центрах, то с течением времени оно превратилось в бурно развивающуюся международную исследовательскую область. С 1960–1970 гг. в изучение григорианики активно включились американские университеты. Исследования по её истории проводятся не только в Германии, Великобритании, Франции, Италии, но и в Испании, Скандинавских странах, Восточной Европе, Австралии, Южной Африке и Японии. Различным проблемам грегорианского пения посвящено несколько тыс. исследований на разных языках. Во второй половине XX в. особая роль григорианики в римском обряде неоднократно отмечалась в официальных документах Римско-католической церкви. В Деяниях второго Ватиканского собора (1962–1965 гг.) подчёркивалось, что «григорианское пение Церковь признаёт свойственным римской литургии. Поэтому в литургических действах, при равенстве в прочих условиях, ему следует уделять первостепенное место». Последовавшие за Собором литургические реформы привели к вытеснению латыни национальными языками, к искажению традиционных форм богослужения времени, к проникновению в литургию чуждых ей музыкальных жанров и форм. В современных условиях грегорианское пение сохраняется преимущественно в монастырском богослужении Западной церкви и в приходах, посещаемых представителями церковной интеллигенции. Основным источником официально утверждённого грегорианского пения в послесоборную эпоху является «Римский Градуал» («Graduale Romanum»), выпущенный солемскими бенедиктинцами в 1974 г. В 2005 г. вышла первая часть послесоборного монастырского Антифонария суточного круга. Тексты грегорианского пения заимствованы не только из Вульгаты, но и из других, более ранних латинских переводов Библии; используются также парафразы библейского текста. Значительную роль в грегорианском пении играют тексты Псалтыри. Ритмизированная проза латинской Библии находит в грегорианском пении совершенное воплощение. В григорианистике принято различать три основных стиля церковной монодии в целом и грегорианское пение в частности: силлабический (один музыкальный тон на слог текста), невматический (от двух до четырёх–пяти тонов на слог) и мелизматический (неограниченное количество тонов на слог). К силлабическому стилю относятся многие антифоны и гимны оффиция, секвенции мессы, значительная часть мелодий Credo. В невматическом стиле поётся бо́льшая часть песнопений проприя и ординария мессы, однако Kyrie eleison, градула и «Аллилуия» принадлежат к мелизматическому стилю. Наиболее развитый мелизматический жанр – респонсории оффиция, в которых иногда встречаются распевы из нескольких десятков тонов, приходящихся на один слог. Граница между стилями условна – речь идёт лишь о преобладании определённого соотношения тонов и текста. Членение мелодий всегда строго соответствует границам между смысловыми отрезками текста. Особое внимание уделяется фонетике текста – в грегорианском пении распеваются не только гласные звуки, но и полугласные, возникающие между двумя согласными, и носовые гласные; распетый таким образом текст приобретает особую риторическую чёткость. В нотной графике распев этих звуков записывался так называемыми ликвесцентными (от «liquescere» – «плавиться, размягчаться»), или полувокальными, невмами.

 



 
PR-CY.ru