ГРЕГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 7

Грегорианское пение оставалось основой богослужения до первой половины XVI в. В странах, которые подверглись Реформации, оно со временем было вытеснено церковной песней на национальных языках. Вместе с тем ареал распространения грегорианского пения расширился на Запад – появились первые певческие книги, созданные в Латинской Америке. В итальянских печатных источниках XVI в. (известно несколько десятков изданий) публиковались новые редакции грегорианского пения, возникшие под влиянием так называемого ренессансного гуманизма. Тексты песнопений редактировались в духе классической древности, мелодии упрощались и приводились в соответствие со вкусами эпохи. На проходившем в 1545–1563 гг. Тридентском соборе значительное внимание было уделено реформированию и унификации грегорианского пения, в частности, из богослужения были удалены все тропы и все секвенции, кроме пяти наиболее популярных. В 1577 г. реформа грегорианского пения в духе решений Собора была поручена крупнейшим музыкантам того времени – Дж. да Палестрине и А. Дзоило. Результаты их работы были использованы в пособии «Directorium chori», выпущенном учеником Дж. Палестрины Дж. Джудетти в Риме в 1582 г., и в певческой книге «Graduale iuxta ritum Sacrosanctae Romanae Ecclesiae», напечатанной римским издательством Медичи в 1614–1615 гг. (так называемое медицейское издание – Editio Medicea). Оба издания считались образцовыми ещё в течение нескольких десятилетий. Однако, несмотря на усилия церковных властей, унификация не была достигнута, а местные традиции грегорианского пения продолжали существовать и развиваться. Развитие многоголосия, органной музыки, крупных вокально-инструментальных жанров XVII–XIX вв. (кантата, оратория, месса) оттеснило грегорианское пение на второй план. Стали появляться его монодийные версии с инструментальным сопровождением (орган, духовые и даже ударные инструменты); ладово-мелодическое строение искажалось и приспосабливалось к новому гармоническому стилю. Григорианская монодия сохранялась лишь в практике монастырей со строгим уставом и в провинциях, удалённых от крупных центров светской культуры. Памятники древней нотации вызывали интерес лишь у некоторых специалистов. Возрождение грегорианского пения началось в середине XIX в. и было проникнуто консервативно-романтическим духом. Приоритет в этом принадлежит французским и бельгийским учёным и музыкантам, многие из которых были связаны с так называемым Литургическим движением, в свою очередь, возникшим на основе консервативного (так называемого ультрамонтанского) направления во французской общественной жизни. Огромную роль сыграли первые факсимильные публикации древних рукописей, осуществлённые в середине XIX в. Ф. Данжу, A. де ла Фажем и П. Ламбийотом. В Англии попытки возродить древнее церковное пение были предприняты в 1830 гг. сторонниками Окфордского движения с характерным для него интересом к церковным древностям. Возрождение грегорианского пения в Германии происходило в рамках Цецилианского движения, идеалом которого было творчество Дж. Палестрины. Издание Градуала, выпущенное в 1871 г. под редакцией Ф.К. Хаберля издательством Ф. Пустета в Регенсбурге, было основано на медицейском издании начала XVII в.

 



 
PR-CY.ru