ГРЕГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ

ГРЕГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ, григорианский распев, григорианский хорал (устар.), григорианика – традиционное обозначение одноголосного (монодийного) пения римского обряда. Тексты грегорианского пения, в основном, происходят из Священного Писания в его латинской версии или являются переработками библейской поэзии. Грегорианское пение сложилось на территории современной Франции, Южной и Западной Германии, Швейцарии и Южных Нидерландов в VIII–IX вв. и дошло в непрерывной, хотя исторически и изменявшейся традиции до настоящего времени, являясь неотъемлемой частью наследия древней неразделённой церкви. Грегорианское пение до сих пор составляет основу католического церковного пения. Его отличают от амвросианского. По мнению ряда исследователей, амвросианское пение носило более живой характер, чем грегорианское, которое ввело в употребление торжественное движение нотами одинаковой длительности. Другие исследователи считают, что это мнение основано на грубой хронологической ошибке, т.к. в действительности церковное пение стало применять пение нотами одинаковой длительности только после появления мензуральной музыки в XII в., о чём свидетельствую писатели начала Средних веков. В раннесредневековой литературе грегорианское пение считалось певчим стилем римского происхождения и определялось как «римское пение» («cantus romanus» или «cantilena romana»). Создание мелодий грегорианского пения приписывалось папе Римскому Григорию I Великому (590–604 гг.). Однако в истории неоднократно возникали сомнения в его авторстве. Так, Франуса Огюст Геварт (1828–1908 гг.) приписывал авторство папа Римскому Григорию II (715–731 гг.) или Григорию III (731–741 гг.) то собрание различных песнопений под названием антифонария, которое легло в основание грегорианского пения. В настоящее время признано, что роль Григория I Великого (Двоеслова) в создании грегорианского пения ограничивалась только отбором и редакцией певческих текстов, лишь впоследствии послуживших основой для григорианики и для так называемого староримского пения. Мелодическое содержание грегорианского пения во многом было обусловлено традициями, уже существовавшими на территории Франкского государства в конце VIII – начале Х в., во время правления династии Каролингов. Отсюда другое название грегорианского пения, которое всё чаще встречается в современной исследовательской литературе, – романо-франкское пение или романо-франкский распев (англ. «Roman-Frankish Chant»). Наряду с термином «грегорианское пение» по традиции употребляется также обозначение «ровное пение» или «простое пение» (лат. «cantus planus»; англ. «plainchant, pliansong»; франц. «plain chant» или «plain-chant»; итал. «canto planо»), иногда применяемое также к другим региональным видам церковного одноголосия. Источники по истории грегорианского пения исследователи условно делят на четыре группы: певческие рукописи IX–XVI вв. и нотопечатные издания XV–XVII вв., литургические уставы отдельных епископатов и монашеских орденов, музыкально-теоретические трактаты IX–XVI вв., исторические документы эпохи Средневековья. Сохранилось около 30 тыс. певческих рукописей IX–XVI вв., что составляет, по предварительным подсчётам, около 0,1% всего корпуса певческих книг, созданных в мастерских средневекового Запада. Помимо книг, дошедших до нас в полном виде, сохранилось несколько десятков тыс. фрагментов, бо́льшая часть которых не каталогизирована.

 



 
PR-CY.ru