ГРЕГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 3

Попытки Римской кафедры внести единообразие в литургическую жизнь этого времени неизвестны. Распространение римских богослужебных обычаев на Север относится к VIII в. и связано с оформлением союза между Римом и пришедшей к власти в государстве франков династией Каролингов. Встреча папы Римского Стефана II (752–757 гг.) и короля франков Пипина III Короткого (751–768 гг.) в 754 г. была ознаменована не только политическим союзом против угрожавших Риму лангобардов, но и решением привести литургическую жизнь королевства в соответствие с обычаями Рима. Во Франкское королевство были доставлены первые римские богослужебные книги. В 760 г. брат короля епископ Ремигий Руанский обратился в Рим с просьбой о присылке певчих римской певческой корпорации (Schola cantorum). Папа Павел I (757–767 гг.) отправил на Север не только римских канторов, но и певческие книги – Антифонарий и Респонсориал. В это время возникли певческие школы по римскому образцу. Особое значение принадлежит школе при кафедральном соборе г. Меца – главного города Лотарингии. Римское пение вводилось здесь уже во второй трети VIII в., при епископе Хродеганге (ум. в 766 г.), возглавлявшем Франкскую церковь. Расположение Меца в центре романоязычных и германоязычных территорий королевства способствовало распространению нового певческого стиля на Восток и на Запад. Романизация богослужения и церковного пения усилилась при Карле I Великом (768–814 гг.), коронованном в 800 г. в Риме в качестве римского императора. В выпущенном Карлом Великим в 789 г. «Admonitio generalis» («Всеобщем увещевании») умение исполнять «римское пение» («cantus romanus») включено в круг навыков, которыми должны владеть клирики при сдаче экзамена на должность. В 805 г. упоминаются специальные императорские посланники (missi), направлявшиеся в различные литургические центры и следившие за введением римских распевов. Значительную роль в распространении «римского пения» сыграли монастыри ордена бенедиктинцев, прежде всего, так называемые имперские аббатства, которые находились под особым покровительством правящей династии. Введение нового стиля происходило не без трудностей: источники сохранили следы конфликтов между франкскими певчими, которые усваивали новый репертуар, и их римскими учителями. Новый певческий репертуар, по мнению исследователей, распространялся изустно. Ученик должен был заучивать напевы, сообщаемые ему учителем. Таким образом, освоение основного круга песнопений церковного года могло занимать около 7–8 лет. Рукописи, упомянутые в каролингских источниках, не сохранились. В них, скорее всего, был переписан лишь текст песнопений. Высказывалось также предположение, что нотированные источники могли появиться уже в эпоху Карла I Великого. Тем не менее, в древнейшие, дошедшие до нас певческие книги VIII–IX вв. нотация включена не была. Одна из этих книг – французский Кантаторий рубежа VIII и IX вв. – открывается гекзаметром, в котором автором песнопений объявлен Григорий Великий: «Первосвященник Григорий, честью и именем славный / … книгу составил сию для певческой школы / вслед музыкальной науке во имя Всевышнего Бога». Этот текст, лежащий у истоков просуществовавшей века «григорианской легенды», неоднократно переписывался в раннесредневековых литургических книгах.

 



 
PR-CY.ru