ГРЕГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 8

В 1871 г. регенсбургская версия грегорианского пения была официально утверждена папой Пием IX (1846–1878 гг.) в качестве канонической. Новый этап в изучении и восстановлении грегорианского пения связан с деятельностью французского бенедиктинского монастыря св. Петра в Солеме. В 1860 г. под руководством Ж. Потье началась продлившаяся более 20 лет подготовка певческих книг, основанных на данных древнейших источников. Для исследований солемских бенедиктинцев было характерно преодоление романтического подхода к истории грегорианского пения и привлечение новейших методов церковно-исторической науки. Огромное влияние на исследование солемских отцов оказало изобретение и развитие фотографии и типографского искусства. В 1889 г. в Солеме началось продолжающееся в настоящее время издание монументальной серии «Paléographie grégorienne» («Григорианская палеография»), включающее полные факсимиле наиболее важных источников по истории грегорианского пения. Каждое песнопение в изданиях Солема основано на источниковедческом анализе десятков древних рукописей. Появление солемских изданий было задержано из-за того, что папская монополия на издания грегорианского пения до начала XX в. по-прежнему принадлежала регенсбургским изданиям Пустета. Монополия была преодолена после двух motu proprio папы Пия Х (1903–1914 гг.) – от 22 ноября 1903 г. и от 25 апреля 1904 г., в которых высоко оценивалась роль солемских исследований. Права на официальные издания грегорианского пения переходили к Ватикану, однако их подготовка была поручена солемским бенедиктинцам. В 1905 г. был издан Кириал, в 1908 г. – Градуал, в 1912 г. – Антифонарий. В этих изданиях грегорианское пение было представлено в квадратной нотации с применением нескольких дополнительных знаков и максимально приближено к древнейшим источникам. За ватиканскими изданиями последовали другие певческие книги, включая «Liber usualis» (букв. – «Обиходная книга»), служившую настольным пособием для всех, кто изучали григорианику в XX в. На протяжении этого столетия изучение грегорианского пения вышло за пределы церковных учреждений и стало объектом университетской науки. Наряду с классической текстологией Солема стали использоваться новые текстологические методы. В научных изданиях стала применяться условная аритмическая нотация, характерная и для современных исследований. В создании академической григорианистики особую роль сыграли исследования П. Вагнера (1865–1931) – автора 3-томного «Введения в григорианское пение» (1895; 1905; 1921 гг.), швейцарского учёного, выходца из России Ж. Хандшина (1886–1955 гг.), немецких учёных Б. Штебляйна (1895–1978 гг.) и В. Апеля (1983–1988 гг.), работавшего в США и ставшего основоположником американской школы григорианистики. Значительный вклад в исследование грегорианского пения в ХХ в. был внесён также англичанином Г.М. Баннистером (1854–1919 гг.), каталонцем Г. Суньолем (1879–1946 гг.), французами Соланж Корбен (1903–1973), Р.Ж. Эсбером (1899–1983 гг.), Э. Кардином (1905–1988 гг.) и М. Югло (род. в 1921 г.), американцами К. Ливи (род. в 1927 г.), Дж. Мак-Кинноном (1932–1999 гг.) и Л. Трейтлером (род. в 1931 г.), немцами X. Хукке (1927–2003 гг.) и В. Арльтом, итальянцем Дж. Каттином (род. в 1929 г.) и рядом других учёных.

 



 
PR-CY.ru