ГРЕГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 10

В древнейших немецких рукописях риторически важные элементы текста выделялись особым знаком – эписемой (от греч. – «дополнительный знак»; термин введён в начале ХХ в.), который означает продление длительности и смысловой акцент на данном тоне. Начиная с первых попыток возрождения григорианики в XIX в., предметом постоянных споров между исследователями была ритмическая организация грегорианского пения древнейшей эпохи. Возникли направления так называемых мензуралистов и эквалистов, которые обратились к одним и тем же рукописным источникам, но получили диаметрально противоположные результаты. Мензуралисты (Г. Риман, А. Дешеврен, П. Вагнер и др.) предполагали, что грегорианское пение было основано на регулярной ритмике в пропорции 1:2 или 1:3. Эквалисты (Ж. Потье и др.) настаивали на преобладании равных длительностей и на особой роли текстовых ударений в ритмической организации мелодии. В 1920–1930 гг. предпринимались также попытки примирить обе школы и создать некую компромиссную теорию григорианского ритма (П. Ферретти и др.). Не зависимая от обеих школ система взглядов была развита в начале XX в. солемским учёным А. Моккеро. По его представлениям, григорианский ритм не обусловлен ритмом текста. Он основан на смене ритмических групп из двух, трёх, четырёх и более звуков; каждая из этих групп включает акцентуированные (thesis) и неакцентуированные (arsis) тоны. Появление акцента (ictus) вызвано имманентным развитием мелодии и может не совпадать с ударением текста. Теория А. Моккеро оказала огромное влияние на теорию и практику Солема. В солемские издания были введены специальные обозначения для иктуса. Стиль пения, принятый в Солеме, известен необычайной ритмической гибкостью, порождающей особый эффект. Дальнейшее развитие солeмских исследований в области ритма и просодии связано с именем Кардина, в 1960 гг. разработавшего новую дисциплину – григорианскую семиологию, основной принцип которой заключается в следовании мельчайшим графическим деталям древних источников. Существенным вкладом Кардина в изучение григорианского ритма стало открытие так называемого невменного разрыва (франц. coupure neumatique) – особого способа группировки невм, несущего определённую информацию об их ритмическом содержании. Основным источником, по которому последователи Кардина исполняют грегорианское пение, стало солемское издание Римского Градуала с вписанными в него невменными строками из древнейших источников, изобилующих ритмическими и артикуляционными обозначениями. Большинство песнопений представлено тремя строками – южнонемецкими (санкт-галленскими) невмами, лотарингскими невмами и стандартной квадратной нотацией Солема. Отсюда название издания – «Тройной Градуал» («Graduale Triplex». 1979 и др. издания). В современной григорианистике существуют также иные, более чем многочисленные точки зрения на природу григорианского ритма и просодии. Неоднократно высказывалось мнение об отсутствии единых кодифицированных правил ритмической интерпретации григорианики. Большое влияние на современную практику грегорианского пения (в том числе на ритмическую интерпретацию) оказывают певческие стили восточнохристианских церквей, фольклора и неевропейских музыкальных культур (опыты Д. Веллара, Е. Резникова, ансамбля Organum и др.).

 



 
PR-CY.ru