ГРЕГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 2

Наиболее ранние из них являются не менее ценными источниками по истории грегорианского пения, чем полные рукописи. Ранние печатные издания каталогизированы, но изучены мало. Существуют следующие основные типы певческих книг. 1. Для евхаристического богослужения (мессы): а) ненотированные или частично нотированные Сакраментарий, Лекционарий мессы и Евангелиарий (разновидность – Евангелистарий); б) полностью нотированный Градуал (более раннее название – Антифонарий мессы); сольные разделы мессы могут быть выделены в отдельную книгу – Кантаторий; сборник песнопений на календарно неизменяемые тексты – Кириал; книга, в которой объединены все тексты и песнопения мессы, называется Миссал. 2. Для богослужения суточного круга (оффиции; называется также каноническими часами – Horae canonicae): а) ненотированные или частично нотированные служебная, или фериальная (средневек. лат. feria – обозначение дней литургической недели, кроме воскресенья), Псалтырь и Лекционарий оффиция; б) полностью нотированные Антифонарий оффиция и Гимнарий, которые часто объединялись под одним переплетом с Псалтирью (книга, в которой объединены все тексты и песнопения суточного круга, называется Бревиарий). Существуют также певческие книги с песнопениями отдельных служб – Vesperale (вечерни), Matutinale (утрени) – или отдельных жанров, например, Responsoriale, где собраны респонсории утрени, но не представлены антифоны. Песнопения крестных ходов включены в Процессионал. Отдельную группу источников составляют Понтификалы с текстами и песнопениями служб, совершаемых только с участием епископа. Тексты и мелодии, сохранившиеся в певческих книгах, используются как источник для текстологического изучения грегорианского пения, в литургических рубриках сохранились сведения о характере исполнения григорианики, а общее содержание книги даёт представление о церковно-историческом контексте этого исполнения. Литургические уставы отдельных епископатов и монашеских орденов (Ordines, Consuetudines и т.д.) описывали порядок исполнения песнопений в течение литургического года. В них изложены местные особенности исполнения грегорианского пения, разнообразие которых относится к характерным признакам средневекового богослужения. Эти уставы используются при определении места создания певческих книг; опыт, накопленный литургической наукой, часто позволяет определить это место предельно точно. Музыкально-теоретические трактаты IX–XVI вв. содержат не только описание композиционных признаков отдельных песнопений и мелодических семейств, но и некоторые мелодии, не сохранившиеся в практических источниках. К трактатам примыкают тонарии – каталоги песнопений, где их мелодии классифицированы по принципу модальной принадлежности. Исторические документы эпохи Средневековья (хроники, грамоты, богословские и научные трактаты, письма и т.д.) включают огромный и лишь частично освоенный наукой материал по истории грегорианского пения в контексте церковной и социальной жизни западного мира, о взаимосвязях григорианики с другими видами средневекового искусства и богословской мыслью того времени. На исходе патристической эпохи для Западной Европы было характерно многообразие литургических обрядов и певческих стилей.

 



 
PR-CY.ru