Словарь по христианству Г ГЁЛЬДЕРЛИН Иоганн Христиан Фридрих

ГЁЛЬДЕРЛИН Иоганн Христиан Фридрих

ГЁЛЬДЕРЛИН Иоганн Христиан Фридрих (1770–1843 гг.) – немецкий поэт и мыслитель, выступивший на заре романтизма и в значительной мере повлиявший на философию и осмысление сути поэтического творчества, прежде всего, в XX в. С 1788 по 1793 гг. учился в Тюбингенской духовной семинарии (филиал Тюбингенского университета), где сблизился, в частности, с Фридрихом Вильгельмом Йозефом фон Шеллингом (1775–1854 гг.) и Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем (1770–1831 гг.): они были его однокурсниками и соседями по комнате в общежитии (с ними в дальнейшем Гёльдерлин несколько лет продолжал переписку). Ещё студентом он начал писать стихи, в форме и содержании которых заметно подражание Фридриху Готлибу Клопштоку (1724–1803 гг.). Шиллер принял в нём самое тёплое участие. Гёльдерлин писал: «Мы все пробегаем по эксцентрическому пути, и нет другой дороги от детства (более или менее чистой простоты) к совершенству (более или менее совершенной образованности)». Для него этот путь – возвращение на Родину, к истоку. Символом такого истока, духовной прародиной для него предстаёт неповторимый свет классической Эллады. Для молодого Гёльдерлина оказались тесными школярские рамки «тюбингенской теологии». Штудированию схоластических трактатов он предпочитал изучение античной драмы, обсуждение поэзии Шиллера, философские дискуссии с Гегелем и Шиллером о Канте, увлечение философией Бенедикта Спинозы (1632–1677 гг.). Однако и рациональное постижение Абсолюта не соответствовало его натуре. В душе он носит высокое поэтическое призвание, не хочет «учить о Боге», а хочет «говорить с Богом» на поэтическом языке (сама его поэзия может быть понята как богословие, точнее – Бого-словие, но уже за рамками только христианской догматики). В 1794–1795 гг. Гёльдерлин жил в Йене, в самом центре зарождающегося «веймарского романтизма», в 1794 г. посещал в Йенском университете лекции Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814 гг.), которым тогда увлекалась вся молодёжь. Однако «скандал Фихте» уже в теоретических набросках Гёльдерлина – «Суждения и бытие», «Гермократ к Кефалу» (1795 г.) – критикуется как гипостазированный разрыв между «Я» и «не-Я». У него иное стремление: «Докончить с этим вечным противостоянием между нашим «Я» и миром, восстановить высший мир, который превыше всякого разума (поскольку постигается в поэтическом созерцании), соединиться с природой в одном бесконечном целом – вот цель всякого нашего стремления…» Здесь, в центре романтического движения, он завязал личные отношения с представителями нового литературного направления, формуле Гёте «Постоянство в перемене» противопоставляет романтический тезис «Становление в гибели, через гибель». Шиллер принимает в нём участие, помогает с местом домашнего учителя и публикует в «Новой Талии» его оды и фрагмент романа «Гиперион» (1794 г.). Гёльдерлин замечен «князьями поэзии» (по его выражению), но не принят ими. В течение семи лет (с 1792 г.) он вынашивает, многократно перерабатывая, свой основной роман «Гиперион, или Отшельник в Греции». Имя главного героя Гиперион означает «сын высшего» (или «сын неба»), что отсылает к образу Аполлона. Роман состоит из писем к другу Беллармину (под этим именем некоторые исследователи угадывают Гегеля или Шиллинга). Сюжетная линия путешествия Отшельника накладывается на историю освободительной борьбы греков. Как известно, многие так называемые «эллинистические романтики» (Шелли и Ките, Дельвиг и Батюшков, Байрон и др.) были захвачены идеалом свободы классической Эллады и борьбой за политическую независимость современных им греков. Однако Гёльдерлин не вписывается и в этот ряд, считая, что прежде всякой политической свободы есть высшая свобода – свобода духа, в которой народ обретает свою судьбу; или не обретает, сбившись с пути и канув в Лету истории. Для него лишь эта свобода духа может привести нас к грядущему, как истоку, «царству красоты».

 



 
PR-CY.ru