ЕВХАРИСТИЯ - Страница 278

В жертвеннике Благовещенского собора Московского Кремля изображено чудо насыщения 5 тыс. человек пятью хлебами. Композиция «Причащение апостолов» известна исследователям уже с VI в. и первоначально засвидетельствована в изображениях на литургических сосудах и в иллюстрациях Евангелий. По мнению Николая Васильевича Покровского, она могла возникнуть после IV в. «на почве связи исторических элементов Евхаристии и предполагает уже значительное развитие обрядового символизма», когда «достаточно определилось внутреннее убранство христианского алтаря с престолом и его главными принадлежностями». Композиция существует в двух основных типах: в первом («литургическом») Христос изображён дважды, подающим отдельно Своё Тело (под видом хлеба) и Свою Кровь (под видом вина) апостолам (часто среди них присутствует и апостол Павел, хотя исторически на Тайной вечере его не было); во втором Христос представлен один раз. На серебряных дискосах (патенах) сцену изображали под киворием, т.е. в пространстве алтаря (например, дискос из собрания Дамбартон-Окс, 567–578 гг.). Христос представлен дважды за покрытым тканью престолом, на котором стоят евхаристические сосуды, причащающим подходящих с обеих сторон апостолов. В Евангелии Раввулы (586 г.) Христос изображён стоящим на небольшом возвышении и склонившимся к одиннадцати апостолам. В Его левой руке – широкий плоский потир, в правой – часть святого Хлеба, который Христос протягивает подходящему первым к принятию евхаристии и склоняющемуся апостолу Петру. Группа апостолов размещена слева от Христа. В «Россанском Евангелии» (Музей кафедрального собора Россано, VI в.) евхаристия представлена в двух сценах: причащение святым Телом и святой Кровью. В каждой композиции изображены шесть апостолов, идущих друг за другом. В причащении святым Телом первым к Христу подходит юный апостол, как полагают исследователи, Иоанн. В причащении святой Кровью процессию возглавляет седовласый апостол Пётр. В обоих случаях изображение престола отсутствует, но само разделение причащения на две части соответствует литургической церковной практике. С IX в. композиция «Причащение апостолов» встречается в Псалтирях. Так, в Хлудовской Псалтири (Исторический музей, середина IX в.) Христос изображён только один раз, за престолом под киворием, в Его левой руке – святой Хлеб. По сторонам группами стоят апостолы, за которыми – замыкающие композицию ветхозаветные цари Давид и Мелхиседек. Такие же композиции содержатся в Псалтирях конца IX в. и 1066 г. С X в. евхаристия изображается в миниатюрах Слов Иоанна Златоуста (например, X в.). В XI в. был выработан следующий иконографический тип: Христос стоит за престолом, на котором находятся литургические сосуды; правую руку Он протягивает в ораторском жесте или в жесте благословения; в левой руке держит дискос, потир или амфору (Бристольская Псалтирь, начало XI в.; свиток литургии Иоанна Златоуста, XI в.; фреска церкви Святой Софии в Охриде, Македония, середина XI в.); по сторонам от Христа стоят ангелы в диаконских одеждах с рипидами. В монументальной живописи композиция «Причащение апостолов» появилась в росписи в церкви Кылычлар-Кушлук-килисе (№33) в Гёреме (Каппадокия, XI в.); сцена есть в росписи церкви Панагии Халкеон в Фессалонике (1028 г.); в алтарной росписи церкви Святой Софии в Охриде она занимает важнейшее место в центральной апсиде. В базилике святителя Николая в Мирах Ликийских (середина XI в.) композиция размещена не в апсиде, а в боковом купольном своде.

 



 
PR-CY.ru