ЕВХАРИСТИЯ - Страница 274

В основу шотландской «Книги общих молитв» 1764 г. легли издание 1637 г. и чин литургии из VIII книги «Апостольских постановлений» (которую составители «Книги общих молитв» ошибочно считали произведением апостольского времени). В 1790 г. в США была опубликована версия «Книги общих молитв», основанная и на английском 1662 г. (с богословием евхаристии, близким к реформатскому), и на шотландском 1764 г. (ориентирующемся на католическое и святоотеческое богословие евхаристии); она была принята у американских англикан вплоть до XX в. Ряд других церквей Англиканского содружества, принимая в целом обряд 1662 г., вводили в богослужение элементы из чина Томаса Кранмера 1549 г. В XIX в. сторонники Оксфордского движения (Филип Эдвард Пьюзи, Джон Генри Ньюмен и др.) выступили за пересмотр англиканского евхаристического учения. Дж.Г. Ньюмен искал присоединения к православию, но, в конечном счёте, перешёл в католичество (и стал кардиналом) вместе со своим ближайшим учеником Фредериком Уильямом Фейбером. Но в масштабе Англиканской церкви сближения с католиками не состоялось. В 1932 г. Англиканская церковь заключила соглашение о евхаристическом общении со старокатоликами, отрицающими пресуществление. В начале XXI в. в связи с введением в англиканстве женского священства и лояльного (в некоторых церквах содружества) отношения к однополым союзам (в том числе для клириков) среди консервативно настроенных англикан вновь наблюдается тенденция к переходу в католицизм. В 1928 г. в Англиканском содружестве было официально разрешено использовать альтернативные литургические книги. Изданная в том же году новая «Книга общих молитв» была основана на изданиях 1549 и 1637 гг. Однако её использование в Церкви Англии не было одобрено парламентом (который стал выразителем неприятия нового обряда со стороны большей части членов церкви), в результате чего на Британских островах до 1980 г. использовался обряд 1662 г. (все изменения в котором носили лишь локальный и неофициальный характер). Большое значение для литургических преобразований в Англиканской церкви имели труды Грегори Дикса . Под влиянием экуменизма и по примеру реформ второго Ватиканского собора в 1980 г. был принят «Альтернативный Служебник», не имевший статуса общеобязательного; альтернативные версии были выпущены Епископальной Церковью США (1979 г.), англиканскими церквами Австралии (1978 г.), Ирландии (1984 г.), Канады (1985 г.) и т.д. В 2000 г. в Церкви Англии был принят новый Служебник – «Common Worship». В настоящее время в различных церквах Англиканского содружества могут употребляться свои редакции литургических книг, как традиционные, так и обновлённые.

 



 
PR-CY.ru