ЕВХАРИСТИЯ - Страница 272

Отличительными чертами практики совершения евхаристии у реформатов стали частое причащение верующих (Жан Кальвин настаивал на еженедельном, хотя во многих местностях сохранялась позднесредневековая традиция причащения только на Пасху) и их активное участие в богослужении (прежде всего, через пение). Однако в эпоху пиетизма, когда основной акцент ставился на том, достойны ли прихожане ввиду их греховности приступать к Трапезе Господней, евхаристическое богослужение стало всё больше вытесняться литургией Слова и проповедью. Издания литургических книг реформатов, пресвитериан и пуритан многочисленны и разнообразны. Возрождение практики частого причащения исследователи относят к началу XIX в. (Адольф Моно, Эжен Берсье). В XX в. отдельные пасторы склонялись к учению о евхаристии, принятому в среде баптистов, пятидесятников и других харизматиков. Учение англикан о евхаристии претерпело значительное изменение на протяжении XVI в. Если в «Шести статьях» (1539 г.) ещё признавалось учение о реальном присутствии и пресуществлении, разрешались приватные мессы и допускалось причащение как под одним, так и под двумя видами, то уже спустя десятилетие под влиянием кальвинизма из «Книги общих молитв» были исключены все аллюзии на учение о жертвенном характере мессы и о транссубстанциации. В «Сорока двух статьях» (1552 г.) содержались положения против учения о реальном присутствии и запреты на совершение месс по усопшим и на поклонение Дарам вне мессы. В «Тридцати девяти статьях» (1562 г.) евхаристическая служба («Вечеря Господня») признавалась не только знаком любви между христианами, но и таинством искупления через смерть Христову. Реальное присутствие Тела и Крови признаётся, но учение о пресуществлении отвергается на том основании, что оно не содержится в Священном Писании. Тело Христово в евхаристии преподаётся и вкушается только духовно и только теми, кто принимает его правильно, достойно и с верой. Евхаристия не является жертвой, но воспоминанием крестной Жертвы. Сохранять Дары не следует. Причащение совершается под двумя видами. Евхаристическая служба была переведена на английский язык и отредактирована Томасом Кранмером в 1549 г. Томас Кранмер отрицал пресуществление, реальное присутствие Христа в Дарах и учение о евхаристии как о Жертве, считая, что в таинстве в качестве жертвы приносятся молитвы верных, а Христу можно стать причастным лишь через веру. За основу он взял римский чин мессы и отредактировал его. Однако очевидная зависимость от римского канона в евхаристической молитве всё равно сохранилась, и многие указывали Томасу Кранмеру на то, что в молитве по-прежнему содержится и мысль о реальном присутствии Христа в Дарах, и учение о евхаристии как о Жертве. Поэтому в 1552 г. он издал второй вариант англиканского Служебника («Book of Common Prayer» – «Книга общих молитв»), в евхаристической молитве которого отсутствовали даже намёки на освящение Даров.

 



 
PR-CY.ru