ЕВХАРИСТИЯ - Страница 277

Символические изображения трапезы верных появились уже в раннехристианскую эпоху и встречаются, например, в росписях катакомб. Однако исследователи не всегда могут с точностью установить, являются ли они изображениями евхаристии (в том числе – Тайной вечери) или каких-либо иных трапез христиан. Одним из самых распространённых раннехристианских символов евхаристии исследователи считают рыбу (катакомбы Каллиста, Рим, III в.). ΙΧΘΥΣ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) – акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, читающийся как греческое слово со значением «рыба», служит одновременно символом Христа и Его крестной смерти. Изображение рыбы как символа евхаристической Жертвы было распространено не только в раннехристианскую эпоху, но и в средневизантийский период (например, рыба на дискосе в центре стола в композиции «Тайная вечеря» Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове, середина XII в.). Другим символом евхаристии является хлеб. В росписях катакомб образы хлеба и рыбы часто соседствуют: например, изображение рыбы, несущей на спине корзину хлеба (фреска катакомб святого Каллиста), и рыбы на столике рядом с хлебом (например, прорись фрески катакомб). На евхаристию указывают изображения: хлеба в потире (мозаика соборной базилики епископского комплекса в Аквилее, IV в.); ветхозаветной манны небесной (фрески римских катакомб святого Кириака, IV в.); чуда насыщения 5 тыс. человек пятью хлебами, описанного в Новом Завете (фрески римских катакомб святого Себастьяна, начало IV в.; рельефы врат церкви Санта-Сабина, Рим, около 430 г.); превращения воды в вино на браке в Кане (фрески римских катакомб святых Петра и Марцеллина, вторая половина III – первая половина IV вв.); виноградных лоз и сцены выдавливания в точиле сока из винограда; птиц, клюющих фрукты (мозаика гробницы Юлии, III в., склеп в соборе святого Петра, Рим; саркофаг трёх пастырей, вторая половина IV в., Музеи Ватикана; мозаики свода церкви Санта-Констанца, Рим, середина IV в. или третья четверть IV в.). В средневековый период в качестве символа евхаристии в композиции «Распятие» мог изображаться потир в руках жены, олицетворяющей Екклесию (Церковь), в который изливается кровь и вода из раны Христа (церковь Богородицы Евергетиды в монастыре Студеница, Сербия, 1208–1209 гг.). Встречаются изображения ветхозаветных прообразов евхаристии – например, жертв праотцев Авеля, Авраама и Мелхиседека (мозаики вимы церкви Сан-Витале (около 547 г.) и апсиды церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (около 549 г.)). Символические сцены не утратили своего значения и в средневековом искусстве: в алтаре церкви Спаса на Нередице (1199 г.) изображён пророк Илия в пустыне, питаемый вороном, что понималось как ещё один ветхозаветный прообраз евхаристии; в церкви Богородицы в монастыре Каленич, Сербия (около 1413 г.), помещена сцена трапезы Христа с учениками в Эммаусе. В псковской церкви Успения Пресвятой Богородицы в Мелетове (XV в.) на предалтарном столпе как символ евхаристии изображён пеликан (согласно античному мифу, эта птица выклёвывала свою печень, чтобы накормить ею птенцов – такой образ содержится в посвящённом евхаристии популярном латинском гимне «Adoro te», приписываемом Фоме Аквинскому, но в действительности написанном в XIV в.), а в жертвеннике представлена композиция «Жертвоприношение Авраама».

 



 
PR-CY.ru