ЕВХАРИСТИЯ - Страница 271

Несмотря на то, что учение Жана Кальвина о евхаристии пользовалось у реформатов и пресвитериан безусловным авторитетом, многие общины понимали и понимают евхаристию, скорее, в цвинглианском смысле – как воспоминание о Тайной вечере и крестной Смерти, не признавая даже актуального «духовного присутствия» Тела Христова в Дарах. В «Гейдельбергском катехизисе» (составлен в 1563 г. Каспаром Олевианом и Захарией Урсином, а в 1618 г. включён в число символических книг реформатской церкви) на вопрос о том, «что значит вкушать распятое Тело и пить пролитую Кровь Христа?», даётся ответ: «Это значит не только, что верующий сердцем я принимаю все страдания и самое смерть Христа и тем самым получаю отпущение грехов и жизнь вечную, но также что я всё более и более соединяюсь с Его святым Телом через Дух Святой, живущий во Христе и в нас». Ниже поясняется, что «хлеб во время причастия не превращается в само тело Христа, хотя соответственно природе таинств и по слову Духа Святого его называют Телом Иисуса Христа», и, наконец, говорится, что «святое причастие свидетельствует нам о том, что мы получаем полное отпущение всех грехов благодаря той единственной жертве Иисуса Христа, которую Он Сам когда-то принёс на кресте; и что Духом Святым мы соединены со Христом, Который в Его человеческой природе ныне не на земле, а на небесах по правую руку Бога Отца, и будучи там, желает, чтобы мы молились Ему». Авторитетное «Вестминстерское исповедание» 1647–1648 гг. (принято на 151 делегатом от основных реформатских общин Европы) в главе 29 говорит о том, что евхаристия была установлена Христом «для вечного воспоминания о принесении Им Себя в жертву в Его смерти, для запечатления истинно верующих всеми её благами, для их духовного насыщения и возрастания во Христе, для их более полного осознания того, чем они обязаны Ему». Далее поясняется, что в этом таинстве «не приносится также какая-либо реальная жертва во отпущение грехов живым или мёртвым». Евхаристия ничего не даёт отсутствующим на Вечере. Совершение службы одним пресвитером без народа, возношение хлеба и чаши и поклонение им категорически запрещается, поскольку «по существу и своей природе они всё же остаются в действительности только хлебом и вином, как и были прежде». В опровержение лютеранского учения и в подтверждение учения Жана Кальвина говорится, что «реальные Плоть и Кровь Христа не присутствуют ни в хлебе, ни в вине, ни с ними, ни вместо них, однако во время совершения таинства настолько действенно предстают духовным образом по вере человека, насколько действенно хлеб и вино предстают для органов чувств». При этом отмечается, что духовное причащение недоступно для грешников, которые даже если «получают внешние элементы Таинства, однако не получают того, что означается ими».

 



 
PR-CY.ru