ЕВХАРИСТИЯ - Страница 273

Пришедшая к власти Мария Стюарт в 1553 г. запретила использовать «Книгу общих молитв» Томаса Кранмера. Но при Елизавете I в 1559 г. её снова разрешили – в редакции 1552 г., но с прибавлением слов из редакции 1549 г. к формуле во время причащения. Спустя десятилетие вопрос об освящении Даров вновь стал обсуждаться. Епископ Сарумский Джон Джуэл в диспуте с неким М. Хардингом доказывал, что освящение Даров всё же совершается, поскольку читаются слова Христа. Это учение было фактически одобрено, когда в 1573 г. суд рассматривал дело пуританского священника Роберта Джонсона, читавшего канон над пустой чашей и затем причащавшего народ неосвящённым вином, заключённого за это в тюрьму в 1574 г. Ричард Хукер в работе «О законах церковной политики» (1594–1597 гг.), рассматривая вопрос о реальном присутствии, использовал два заимствованных из Нового Завета термина, обозначающих «общение» и «изменение ума». Хлеб и вино, по его мнению, являются инструментами, с помощью которых осуществляется общение верующего с Богом. Через причащение и покаяние, понимаемое не сакраментально, а библейски, как изменение ума, верующий трансформируется в Тело Христово. В XVII в. в результате изучения творений древних отцов церкви вновь стали обсуждаться вопросы о реальном присутствии и о евхаристии как Жертве (особую роль в постановке этих вопросов сыграл Л. Эндрюс). Например, архиепископ Кентерберийский Уильям Лод утверждал, что Христос некоторым образом соединяется с хлебом и вином, и что приносимые священником хлеб и вино представляют в некотором смысле жертву, связанную с воспоминанием о крестной смерти Христа. В 1637 г. в Шотландии была издана новая «Книга общих молитв», евхаристический канон которой был ближе к изданию Томаса Кранмера 1549 г., что стало символом частичного возврата к католицизму. В то же время набиравшие силу пуритане также настаивали на изменении литургии 1559 г., но, наоборот, в кальвинистском духе. В итоге в 1662 г. Парламент утвердил новую «Книгу общих молитв». Текст евхаристической молитвы в этом издании в своей основе не отличался от текста 1559 г., но были введены новые рубрики – в том числе «чёрная рубрика» («Black rubric»), категорически отрицающая пресуществление и выдвигающая аргумент о невозможности для одного и того же Тела одновременно находиться и на небесах, и на земле; однако вместе с этим цвинглианским рассуждением в тексте присутствовало обозначение рассказа о Тайной вечере как «молитвы освящения», в соответствии с позицией Дональда Джуэла. После «Славной» революции 1689 г. шесть «неприсягнувших» епископов, стремясь установить связь с православной церковью, приняли учение о евхаристии как о Жертве и о реальном присутствии Христа в Дарах, которое совершается по действию Святого Духа. Хлеб и вино действительно («in power and effect», «по силе и действию») становятся Телом и Кровью Христовыми.

 



 
PR-CY.ru