ЕВГЕНИЙ, КАНДИД, ВАЛЕРИАН и АКИЛА - Страница 13

Это вызвало народные волнения, которые удалось успокоить архиепископу Трапезундскому Афанасию, и с тех пор празднование стало всенародным, однако просуществовало лишь до второй половины XI в., когда по причине вторжения сельджуков было забыто. Как повествуется дальше в Слове на рождество мученика Евгения, при императоре Алексее II Великом Комнине (1297–1330 гг.) на горе Митрион поселился громадный змей, представлявший опасность для жителей города. При помощи Евгения змей был убит, после чего император отправился в монастырь, чтобы отблагодарить мученика. Там Алексей II нашёл древние документы, касающиеся учреждения празднования дня рождения Евгения, и распорядился восстановить забытую традицию. По этому случаю иеромонах-астроном Григорий Хиониадис (середина XIII в. – около 1330 г.) составил Слово на Успение мученика Евгения (не сохранилось) и праздничные песнопения, в частности, акафист Евгения (апрель 1302 г.). Факт празднования рождества святого в византийской литургической практике весьма необычен: как правило, празднуется день кончины святого или обретения его мощей, и лишь в исключительных случаях (Иоанн Предтеча, Николай Мирликийский) отмечается также и день рождения святого. Кроме того, Розенквист высказывает сомнения относительно исторической достоверности самого праздника 24 июня и сведений о нём в изложении митрополита Иосифа Лазаропула. В Типиконе монастыря Евгения подробно описывается праздник 21 января, и нет ни слова о праздновании дня рождения Евгения. Гимнографические тексты, изданные О. Лампсидисом, также обходят эту дату молчанием. 24 июня упоминается только Рождество Иоанна Предтечи. К тому же для большого всенародного праздника в Трапезунде летнее время было наиболее благоприятным, в первую очередь, экономически, т.к. в январе на понтийское побережье трудно добираться и по земле и по воде. Вполне вероятно, что рассказ Иосифа Лазаропула о змее (1360 гг.) составлен на основании знаменитого чуда великомученика Георгия Победоносца (в рукописной традиции – с XII–XIII вв., в иконографической – с первой половины XI в.). Город Ласия, в котором произошло чудо великомученика Георгия, иногда ошибочно отождествлялся с Трапезундом. Змей, побеждённый великомучеником Георгием, жил в озере; после постройки церкви на этом месте появился источник. На горе Митрион также находилось озеро Скилолимни, а поблизости от монастыря Евгения – источник великомученика Георгия. В Трапезундском синаксаре XIV–XV вв. рассказывается о победе над змеем с помощью мощей святителя Афанасия Демонокаталита, который был в Трапезунде архиепископом. Иконографический образ всадника, поражающего змея, пользовался большой популярностью в Трапезунде и на всём черноморском побережье в эпоху правления Великих Комнинов и особенно с начала XIV в.

 



 
PR-CY.ru