ЕВГЕНИЙ, КАНДИД, ВАЛЕРИАН и АКИЛА - Страница 11

Чудо 32 – об Иосифе Лазаропуле (?). Когда митрополит Иосиф составлял Описание чудес Евгения, у него начались сильнейшие боли в области шеи и затылка, так что было невозможно повернуть голову. Иосиф попросил помазать маслом из лампады Евгения шею и приложить к ней крест Евгения, после чего заснул. После пробуждения он оказался полностью исцелённым. Повествование ведётся от первого лица, и исследователям непонятно, случилась ли данная история с самим Лазаропулом или с переписчиком его сочинения. В рукописи Чудеса 28–32 названы абстрактно: Восхитительное чудо (28), Странное чудо (29), Приятное чудо (30), Удивительное чудо (31) и Невероятное чудо (32). Чудо 33 – о судье Пофосе. Почитавший Евгения судья из Халдии Пофос отправился по делам в епископию Керасунта, где разместился на втором этаже двухэтажного дома. Ночью в доме случился пожар, и Пофос проснулся, когда огонь уже достиг его комнаты. Он взмолился Евгению, и тот вывел его из горящего дома. Начало традиции почитания Евгения связано с анонимным текстом Мученичества, который, по всей вероятности, является переработкой (около 800 г.) более краткого, но более древнего Мученичества VI–VII вв., дошедшего до нас в армянском переводе. Первоначально имя Евгения не было связано по преимуществу с Трапезундом, мученик почитался как один из Понтийских святых. Самое раннее известие о почитании Евгения отражено в трактате Прокопия Кесарийского (около 500 – около 565 гг.) «О постройках», где упомянут акведук, освящённый во имя мученика Евгения. Корпус текстов из этой рукописи – основной источник сведений о почитании Евгения с IX по XIV вв., а также о посвящённых ему монастыре и церкви в Трапезунде. Лучше всего освещён период с конца IX до начала XI вв. Самое раннее известие о почитании Евгения именно в Трапезунде отражено в описании Чуда 3 из Слова на рождество мученика Евгения. Иоанн Ксифилин в Мученичестве Евгения говорит, что останки святого были захоронены рядом с местом его мучений. Это противоречит традиции почитания Евгения, связывающей место его захоронения с родительским домом около пещеры Аканты и с его семьёй, которая якобы обнаружила нетленность останков и стала инициатором поклонения им. Более точные сведения исследователи найти не могут, поскольку исторические реалии в рассказах о чудесах относятся самое раннее к IX в. Во снах и в видениях Евгений обычно являлся людям в образе всадника или в одежде придворного, что соответствует двум типам его иконографии. В качестве помощников в видениях могут фигурировать три его спутника, чаще других – юный Акила. Явление Евгения часто сопровождается ослепительно ярким светом. Особым почитанием пользовались мощи Евгения, которые находились в серебряном ларце (раке), украшенном драгоценными камнями, и хранившаяся отдельно глава. Кроме того, существовал крест, по преданию принадлежавший Евгению.

 



 
PR-CY.ru