ДОРОФЕЙ ГАЗСКИЙ - Страница 5

Таким образом, 21-е поучение – часть переписки между Дорофеем Газским и «великими старцами», не является в собственном смысле произведением Дорофея Газского. Двадцать четвёртое поучение приписывалось ему ошибочно, оно не содержится ни в одной рукописи и принадлежит, как полагают исследователи, Иоанну Дальятскому (см. Иоанн Саба), несторианскому автору VIII в. По классификации Л. Реньо и Ж. де Превиля, сохранились 16 посланий Дорофея Газского: Послания 1, 2, 3–6 соответствуют Поучениям 16, 17, 18, Послание 7 – Поучению 20, Послания 8–13, 14, 15, 16 соответствуют Поучениям 1–5, 7, 6, 8 по Ж.П. Миню и Посланиям 2–7, 8, 9 по русскому переводу (причём Послания 5, 7 по Ж.П. Миню тождественны седьмому посланию по русскому переводу). Большая часть посланий Дорофея Газского составлена в жанре вопросоответов. В них даются краткие ответы на вопросы, заданные автору ранее. В некоторых случаях адресат упоминается в заглавии послания. Послания 1 и 2 по объёму и стилю отличаются от прочих – они пространнее и в жанровом отношении более похожи на гомилии, что не исключает, по мнению исследователей, возможности их адресации конкретным лицам. Поучение 19 представляет собой собрание из 18 изречений Дорофея Газского, частично извлечённых из других его сочинений. Прочие изречения сохранились, как полагают исследователи, благодаря устному преданию или были заимствованы из некоего не дошедшего до нас произведения преподобного. В рукописной традиции перед сочинениями Дорофея Газского обычно помещается Житие Досифея (в славянском переводе «Сказание о блаженном отце Досифее»). В нём описание пребывания Досифея в монастыре аввы Серида излагается с такими подробностями, которые могли быть известны только его наставнику. Поэтому, несмотря на то, что окончательный вариант Жития, в котором упоминается не только Досифей, но и Дорофей Газский, был составлен в конце VI в., автором первоначальной версии считается Дорофей Газский. Житие Досифея является важным источником по истории исихастской традиции, т.к. в нём содержится одно из самых ранних упоминаний об Иисусовой молитве, которую творил Досифей под руководством Дорофея Газскиого. В некоторых рукописях наряду с сочинениями, бесспорно принадлежащими Дорофею Газскому, помещаются тексты, авторство которых у исследователей вызывает сомнения. Так, в рукописи XV в. содержится пространное поучение, начинающееся со слов «Велик труд», а в рукописи XII в. – произведение, имеющее надписание «Слово… к старшим и совершенным». Два неизвестных по другим рукописям Поучения Дорофея Газского сохранилось в рукописи Исторического музея (под его именем помещены «Главы» Зосимы). В рукописях 965 г. и XI в. к 19-му поучению добавлен текст, принадлежащий Иоанну Златоусту. Две афонские рукописи приписывают Дорофею Газскому некоторые произведения из традиции Иоанна Златоуста. Несколько неизвестных по другим рукописям изречений Дорофея Газского есть в рукописи XI в. В начале основного аскетического корпуса Дорофея Газского в рукописной традиции часто помещаются два древних приложения. Первое имеет заглавие «О двух Дорофеях и двух Варсонофиях» и принадлежит одному из учеников Феодора Студита. Второе («Послание к брату») – произведение неизвестного монаха, жившего не позднее VIII в. и собиравшего труды Дорофея Газского.

 



 
PR-CY.ru