ДОРОФЕЙ ГАЗСКИЙ - Страница 4

В 634 г. Газа была захвачена арабами. Подвергся разрушению и новооснованный монастырь, скорее всего, покинутый монахами, незадолго до начала вторжения переселившимися в более безопасное место. О дальнейшей судьбе монастыря у исследователей сведений нет. Несмотря на исторические катаклизмы, ученики Дорофея Газского сохранили сочинения учителя, большая часть которых была написана, как полагают исследователи, в последний период его игуменства. Память Дорофея Газского в Русской православной церкви отмечается 5 июня вместе с памятью Тирского епископа Дорофея (ум. около 362 г.), в то время как в Константинопольском орологионе 1900 г. и в Римском мартирологе в этот день указывается память только Дорофея Тирского. Архиепископ Сергий указывал наличие памяти Дорофея Газского в июньской Минее митрополита Макария, однако под 5 июня в Великих Минеях Четьих включены лишь поучения Дорофея Газского. В Иерусалимской и Элладской православных церквах память Дорофея Газского, его ученика Досифея и аввы Серида празднуется 13 августа. Именно в этот день совершалась служба этим святым в лавре Саввы Освященного. Исследователи полагают, что память Дорофея Газского 5 июня возникла из-за смешения с памятью одноимённого ему святого. Во время пребывания в монастыре аввы Серида Дорофей Газский занимался собиранием и переписыванием «Вопросоответов» Варсонофия и Иоанна и, как полагают исследователи, писаний аввы Зосимы. Корпус сочинений Дорофея Газского, написанных для братии основанного им монастыря, составляют поучения, послания, краткие изречения и Житие Досифея, законченное в конце VI в. Исследователи полагают, что сохранившиеся тексты являются только частью всего, написанного Дорофеем Газским, поскольку кодификация его творений происходила в VII – начале VIII в., т.е. значительно позже его смерти и в условиях арабского завоевания. Из 24 поучений, включённых в Патрологию Жака Поля Миня, только 17 относятся к одному жанру. Первые 14 поучений, составляющие основную группу и содержащиеся в некоторых рукописях отдельно (XII в.), являются увещаниями, преподанными Дорофеем Газским монахам новооснованного монастыря в устной форме. В большинстве рукописей они представляют собой единое целое. При этом порядок, в котором они располагаются, по мнению исследователей, не соответствует последовательности их произнесения: так, например, в поучении 12 автор ссылается на 13-е. Поучения 15, 22 и 23 – это увещания, произнесённые в связи с различными днями богослужебного года: 15-е – в начале Великого поста, а 22-е и 23-е – после Пасхи, в День св. мучеников – праздник, который совершался в пятницу Пасхальной седмицы. В жанровом отношении Поучения 22 и 23 исследователи рассматривают как гомилии – в них комментируются литургические тексты, содержащие некоторые выражения из сочинений Григория Богослова. Поучения 16, 17 и 18 не произносились Дорофеем Газским публично, но были в письменном виде направлены некоторым монахам или группе монахов. В издании Люсьена Реньо и Ж. де Превиля они опубликованы как Послания 1–6. В некоторых рукописях Поучения 16 и 17 надписаны словами: «Послание к...». Двадцатое поучение в рукописной традиции также отнесено к разряду писем. Поучение 21 содержится лишь в малом числе рукописей. Так же как и Поучение 17, оно составлено в вопросоответной форме, но на этот раз задаёт вопросы Дорофей Газский, на которые отвечает его старец, Иоанн.

 



 
PR-CY.ru