ДОРОФЕЙ ГАЗСКИЙ - Страница 3

Напротив, старцы советовали ему изучать медицину, но помнить, что, в конечном счёте, исцеляет болезнь Бог: «Итак, кто посвящает себя врачебному искусству, тот должен предавать себя имени Божию, и Бог подаст ему помощь». Первым послушником Дорофея Газского стал Досифей, родственник знатного военачальника, поступивший в монастырь в юном возрасте после таинственного вразумления, полученного им перед изображением Страшного Суда в Гефсимании во время паломничества в Святую землю. После пяти лет подвижнической жизни, во время которой проявились в полной мере не только смирение и полное послушание ученика, но и мудрость и духовная рассудительность наставника, Досифей скончался. «Блаженный авва Дорофей имел дар ко спасению душ, хотя и был ещё учеником, сподобившись так верно и скоро наставить Досифея к Богу». Не раньше 540 г. Дорофей Газский оставил монастырь аввы Серида и стал подвизаться в безмолвии между Газой и Маюмой. Поводом к оставлению обители послужили кончина аввы Серида и через 15 дней кончина аввы Иоанна, а также удаление в полный и окончательный затвор аввы Варсонофия, где, прекратив связи с внешним миром, он готовился к смерти («после смерти аввы Иоанна Пророка и последнего безмолвия Варсонофия», согласно заголовку, которым предварялось собрание сочинений Дорофея Газского в древних рукописях). Точные причины этого решения для исследователей остаются неизвестными. Они полагают, что братия хотела избрать Дорофея Газского игуменом, но он по смирению отказался. После избрания нового игумена Елиана Дорофей Газский оказался в сложном положении как по отношению к авве Елиану, так и по отношению к тем монахам, которые не могли принять в полной мере тип внутренней аскезы, наиболее близкий ему и описанный в Житии Досифея («не понимая чудного делания» Досифея, исполнявшегося по благословению Дорофея Газского). В любом случае, Дорофей Газский, сторонник глубочайшего послушания, едва ли мог удалиться из монастыря самовольно. В XVIII в. выдвигалась гипотеза, что Дорофей Газский был тайным сторонником монофизитства и покинул монастырь вследствие несогласия с братией в вероучительных вопросах. Данная гипотеза, основанная на отождествлении Дорофея Газского с неким монахом-антихалкидонитом по имени Дорофей, большинством современных учёных отвергается. Ещё в IX в. Феодор Студит оправдывал Варсонофия, Исаию и Дорофея Газского от подобных обвинений. Об отношении к палестинскому монашеству монаха Дорофея (V в.), защищавшего на четвёртом Вселенском соборе учение Евтихия, согласно упоминанию Евагрия Схоластика и значительно более позднего автора Никифора Каллиста Ксанфопула, у исследователей сведений нет. Однако им известно, что Дорофей Газский жил веком позже и никогда не покидал пределов Газы. Уход Дорофея Газского из монастыря исследователи объясняли также на основании гипотезы, что он был евагрианином. Однако, несмотря на широкое распространение богословских идей Оригена и Евагрия в Палестине и в других странах христианского Востока в середине VI в., в сочинениях Дорофея Газского Евагрий упоминается и цитируется исключительно как аскетический писатель. Вскоре вокруг отшельника стали селиться ученики, ради которых ему пришлось основать монастырь между Газой и Аскалоном, продолживший духовные традиции обители аввы Серида.

 



 
PR-CY.ru