ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ - Страница 5

Для апологетов, начиная с Афинагора, первого создателя христианских богословских доказательств, задача состояла не столько в свидетельстве о Боге вообще в среде безбожников, сколько в доказательстве для исповедующих других богов, что истинный Бог – это Бог христиан (Иисус Христос). Разделение на восточное и западное христианство, а затем Реформация, которые привели к существенным различиям между православием, римо-католицизмом, англиканством и протестантизмом в понимании Священного Писания и Священного Предания, церкви, св. таинств и христианской догматики, роли Вселенских Соборов и др., не могли не сказаться на отношении к доказательствам существования Бога и их характере, подтверждением чему являются не только богословские, но и философские доказательства. Необходимость появления доказательств бытия Божия была обусловлена атеизмом и скептицизмом, которые распространились в языческом мире в эпоху первой софистики (вторая половина V в. до н.э.). Уже Протагор сомневался в существовании богов, Аристодем Младший не приносил им жертв; Диагор Мелосский и Феодор из Кирены вовсе не признавали никаких богов. Обвинения в безбожии предъявлялись также Анаксагору и Сократу. Примечательно, что первые доказательства бытия Божия встречаются как раз у Сократа. Ученик Сократа Платон в “Законах” наряду с другими наказаниями рассматривает и наказания за нечестие и святотатство, основной причиной которого было неверие в существование богов. Для борьбы с этим злом Платон прибегает к разумным доводам (доказательствам бытия Божия телеологического типа). Кроме того, платоновское учение об идеях впоследствии дало начало новому типу доказательств бытия Божия, исходящих из необходимости идеальной причины. У Аристотеля появление космологического доказательства бытия Божия было вызвано не столько реакцией на атеизм и скептицизм, сколько внутренней потребностью его метафизической системы. В период Средней и Новой Академии (III–II вв. до н.э.) скептические настроения ещё больше усилились, что вызвало реакцию догматических школ, прежде всего, стоической и эпикурейской. Особого расцвета доказательства бытия Божия достигли у стоиков Зенона Китийского, Хрисиппа и Цицерона, откуда они перешли в раннехристианское богословие. Определённую роль в развитии доказательств бытия Божия сыграла также неоплатоническая философия, в частности, учение Плотина, которая в III–VI вв. н.э. вобрала в себя все лучшие элементы воззрений главных философских школ и оказала сильное влияние на христианскую мысль. Доказательства бытия Божия, основанные на внутреннем опыте человека, покоятся на положениях, самоочевидных для большинства людей. Уже Платон отмечал, что «все греки и варвары признают, что существуют боги». Этот феномен подробно разъяснил Эпикур, которого часто считали безбожником. Он полагал, что знание о существовании Бога присуще человеку по природе и является врождённым (insitas vel potius innatas cognitiones). Сама природа запечатлела в душе каждого человека понятие о том, что существуют боги. Люди всех родов и племён без всякого обучения имеют некоторое «предвосхищение» (anticipatio) или предзнание (praenotio) о богах. По этому вопросу существует единодушное и твёрдое согласие всех людей (omnium firma consensio).

 



 
PR-CY.ru