ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ - Страница 8

У Цицерона это доказательство бытия Божия приобрело ту форму, которая впоследствии была заимствована христианскими богословами. По его словам, если мы захотим перейти от самых примитивных, неразвитых существ (a primis incohatisque naturis) к высшим и совершенным (ad ultimas perfectasque), то мы с необходимостью придём к признанию богов. Согласно Цицерону, первыми идут те существа, которые рождаются из земли (растения) и от природы обладают только способностью питания и роста. Вторыми идут животные, которые имеют способность ощущения и движения, а также с помощью некоего врождённого стремления достигают полезного и уклоняются от вредного. Третьим идёт человек, который сверх того наделён ещё разумом (rationem), управляющим его душевными стремлениями. Однако его природу нельзя признать совершенной; он обладает лишь частичным совершенством (nullo modo perfectus sed est quaedam particula perfecti). Поэтому следует предположить ещё четвёртую и самую высокую степень совершенства (gradus altissimus), которой должны обладать существа, по природе являющиеся благими и премудрыми и изначально обладающими верным и постоянным, совершенным и абсолютным разумом (perfecta atque absoluta ratio), который следует считать сверхчеловеческим и божественным. Ещё один вид этого доказательства бытия Божия встречается у Плотина. По его словам, человеческое тело, состоящее из четырёх материальных элементов, само по себе безжизненно, бесформенно и безобразно. Жизнь, движение, форму, красоту ему даёт высшее начало – душа. Но человеческая душа однородна с мировой Душой (всеобщим началом жизни, движения, чувственной красоты). Однако и мировая Душа также предполагает некий высший принцип, на который указывает высшая, разумная часть нашей души и который есть мировой Ум, относящийся к мировой Душе так же, как форма к материи. Но сам Ум представляет собой двойство бытия и мышления, мыслимого и мыслящего, поэтому выше него стоит ещё одно наивысшее начало – Единое, которое уже абсолютно просто, первично и предшествует всякой, даже идеальной множественности. Хотя Плотин называет богом и мировую Душу, и Ум, но Единое является таковым по преимуществу как их порождающее и содержащее в себе в свёрнутом виде всю полноту их бытия. IV. Предпосылки доказательства бытия Божия, исходящего из необходимости производящей причины и перводвигателя (космологическое доказательство бытия Божия), существовали уже у досократиков, но логическую форму ему придал Аристотель. По его мнению, ряд действующих причин сущего не может быть бесконечным, но в нём есть некое первоначало. Доказывает он это следующим образом. В ряду действующих причин первое является причиной среднего, а среднее – причиной последнего. Средних звеньев может быть либо одно, либо множество. Далее, если нет причины, то нет и её следствия. Следовательно, если в этом ряду причин не будет первого, то и среднее не может быть причиной последнего. Если цепь причин бесконечна, и в ней нет первого, то уничтожатся и все прочие причины. Но это ложно. Значит, необходимо предположить первую действующую причину, а это и есть бог.

 



 
PR-CY.ru