ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ - Страница 3

Однако, несмотря на появление новых доказательств, интерес к этой теме, за редким исключением (неотомизм и др.), в философии угасает. Исследование философских доказательств показывает, что в их основании всегда лежали определённые метафизические принципы, предшествующий доказательствам философский способ толкования бытия, только с опорой на который были возможны сами доказательства бытия Божия. Так, в основании космологического доказательства лежит принцип причинности, распространяемый на весь мир (космос), представление о вторичных причинах бытия, выступающих в совокупности в качестве следствия по отношению к первичной Причине, которая не нуждается ни в какой другой причине, объясняющей её происхождение и существование, – такой причиной может быть только Бог. В основание телеологического (или физико-теологического) доказательства полагался принцип целесообразности: целесообразное устройство мира требует признания высшего Начала, Творца и Устроителя бытия, устанавливающего и поддерживающего иерархию и порядок в мире, т.е. Бога; в основании онтологического доказательства лежит тождество бытия и мышления (впервые сформулированное в философии Парменидом), а также онтологическая связь между сущностью и существованием (essentia и existentia), что позволяет из сущности (идеи, понятия) Бога с необходимостью выводить Его существование; в основании исторического – принцип «общего согласия» относительно того, что невозможно помыслить существование племён и народов без веры в высшие силы, богов или Бога; в основании психологического – учение об априорном характере идеи Бога в душе или сознании человека; в основании нравственного – принципиальная противоположность между природным миром, в котором господствует необходимость, и нравственным миром свободы, внутри которого только и возможны отношения между человеком и Богом. Тема доказательств бытия Божия, кажущаяся вполне ясной и объяснимой вследствие своей формализованности, деления доказательств на типы, а также используемых в доказательствах логико-метафизических оснований, таит в себе сложнейшие богословские и философские проблемы, требует исследования теоретических и исторических условий, определяющих характер этих доказательств и того, что собственно в них доказывается. Пониманию этих проблем не содействуют сложившиеся в современной европейской науке принципы рассмотрения философских и богословских доказательств бытия Божия порознь. Если не останавливаться на немаловажном вопросе, что употребляемый в данном словосочетании термин «доказательство» редко соответствует его логическому содержанию, то главным вопросом будет другой: о каком Боге идёт речь в этих доказательствах – об отвлечённом Боге монотеизма (или как это нередко называют – «Боге философов»), или же о Боге-Троице, или о Слове Божьем воплотившемся и вочеловечившемся? Не менее существенным является вопрос о том, кому необходимы эти доказательства, и какую цель они преследуют, учитывая то, что значение таких доказательств и их польза для христианской веры неоднократно ставились под сомнение и в богословии, и в философии.

 



 
PR-CY.ru