ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ - Страница 7

Действительно, подобно тому как, войдя в какой-нибудь дом, можно заметить во всём разумность, соразмерность, порядок и из этого заключить, что всё это не могло произойти без причины, и что есть некий хозяин дома, который в нём распоряжается, так и, наблюдая в мире великие движения и изменения многих связанных между собой вещей и природных явлений, связи между которыми в течение длительного времени не нарушаются, необходимо признать, что все эти природные явления управляются неким Умом (ab aliqua mente tantos naturae motus gubernari). Эту точку зрения разделял и Цицерон, слова которого впоследствии повторяли раннехристианские богословы: «Когда мы взираем на небо, когда созерцаем небесные явления, разве не становится вполне ясным, вполне очевидным, что есть некое божество превосходнейшего ума (esse aliquod numen praestantissimae mentis), которое всем этим управляет?» Даже эпикурейцы, не признававшие Промысла Божия, отмечали, что люди стали верить в богов, наблюдая закономерность движения небесных тел. Большое значение закономерности и целесообразности в природе придавал также Аристотель, хотя и не связывал их напрямую с действием на мир Божества. По его словам, «самопроизвольность и случай» есть нечто вторичное по сравнению с умом и природой; и даже если в очень большой степени причиной мира была самопроизвольность, необходимо, чтобы прежде ум и природа были причиной как многого другого, так и вселенной. II. Доказательства бытия Божия, исходящее из отношения «часть-целое». Это доказательство также встречается впервые у Сократа. Тело человека, будучи частью мирового целого, состоит из тех же элементов, что и мир в целом; но в человеке помимо тела есть духовное начало – ум, который также должен иметь соответствие в мировом целом. Значит, существует мировой ум, который управляет и упорядочивает все мировые явления. Сократу вторит Платон, который утверждает, что если наше тело состоит из тех же элементов, из которых состоит мировое целое, то и наша душа происходит от мировой души, которая является премудрой и разумной и управляет вселенной; она-то и есть божество. Согласно основателю стоицизма Зенону, то, что производит из себя семя разумного существа, само должно быть разумным. Но мир производит из себя семя разумного существа. Следовательно, сам мир должен быть разумным, т.е. иметь некое всеобщее разумное начало, которое и есть бог. III. Предпосылки доказательства бытия Божия, исходящего из степеней совершенства, тесно связанного с предыдущим, есть уже у Сократа и Платона, однако наиболее подробно оно было развито в стоицизме. По словам Зенона, то, что разумно, лучше неразумного, и нет ничего лучше мира, следовательно, мир разумен, т.е. имеет некое всеобщее разумное начало – Бога. Хрисипп раскрывает это доказательство ещё подробнее: в природе нет ничего лучше человека, поскольку только он обладает разумом, превосходнее которого ничего не может быть. Если же в мире есть нечто такое, чего человеческий ум, сила и другие способности сделать не могут, то ясно, что тот, кто это сделал, должен быть лучше человека. Но человек не мог создать небесные тела и всё то, чему присущ вечный порядок. Следовательно, тот, кто всё это создал, лучше человека (homine melius); его и называют богом.

 



 
PR-CY.ru