ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ - Страница 6

Это представление разделяли и стоики, в особенности Цицерон, утверждавший, что сама природа приводит нас к мысли о бытии богов (deos esse natura opinamur), что это знание – врождённое и есть общее мнение всех людей. Однако в отличие от эпикурейцев стоики не ограничивались этим непосредственным доказательством, но прибегали и к разумным аргументам. Суть доказательств бытия Божия, основанных на авторитете, заключается в том, что бытие Бога (или богов) устанавливается на основе какого-то авторитетного источника, который признают большинство людей. В качестве такого авторитетного источника античные мыслители рассматривали, прежде всего, распространённые в языческом мире прорицания и гадания. Некоторые стоики (Сфер, Хрисипп, Посидоний, Цицерон) даже написали несколько специальных сочинений «О гадании». Кроме того, древние видели указание на существование богов в разнообразных необычных и таинственных природных явлениях – кометах, метеоритах, землетрясениях и т.п., а также в различных видениях, бывших отдельным лицам и группам людей. Однако в отличие от факта осуществления предсказаний даже тогда такие «аргументы» вряд ли могли рассматриваться в качестве сколько-нибудь убедительных. Принципиально иной тип доказательства бытия Божия – доказательства, основанные на разуме (умозаключениях). Это может быть доказательством в собственном, хотя и не строго аристотелевском смысле слова. В его основе лежит предположение, что, исходя из тех или иных свойств мирового бытия в целом или его частей, данных нам в опыте, можно прийти к познанию их общей первопричины. Метод, используемый в этих доказательствах, близок к индукции. Есть несколько основных видов таких доказательств бытия Божия. I. Доказательства бытия Божия, исходящее из целесообразности и порядка (телеологическое доказательства бытия Божия). По мнению исследователей, именно этот вид доказательств бытия Божия возник раньше всех остальных. Впервые его сформулировал Сократ в беседе с Аристодемом Младшим о божестве, переданной Ксенофонтом. По мнению Сократа, целесообразное и искусное устройство телесных органов человека, каждый из которых имеет своё назначение, а также царящий в мире порядок ясно указывают на существование некоего премудрого творца, всеобщего Разума, который и есть божество. Подобно тому, как наша невидимая душа, являющаяся госпожой тела, познаётся из своих телесных действий, так и невидимый бог, будучи господом всего, познаётся из своих дел. Более подробно это доказательство бытия Божия было разработано Платоном, согласно которому существование богов «доказывают земля, солнце, звёзды и вообще вся вселенная, весь этот прекрасный распорядок времён, подразделение на годы и месяцы». Совершенную логическую форму телеологическое доказательство бытия Божия приобрело у стоиков. Согласно Клеанфу, представления о существовании богов сложились в человеческих душах, главным образом, по причине наблюдаемой в природе равномерности (aequabilitatem) движений и круговращений неба, солнца, луны и всех звёзд, их различия, пользы, красоты и порядка (distinctionem, utilitatem, pulchritudinem, ordinem). Наблюдение за всем этим ясно указывает, что всё это не случайно, но имеет свою разумную причину.

 



 
PR-CY.ru