ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ - Страница 9

Доказательство бытия Божия, исходящее из необходимости первого двигателя, было также разработано Аристотелем и схоже с предыдущим. Суть его в следующем: всё движущееся необходимо приводится в движение чем-нибудь или движущимся, или неподвижным. Если движущимся, то это движущееся, в свою очередь, приводится в движение другим движущимся, а оно – другим и т.д. Но такой ряд не может идти в бесконечность; следовательно, необходимо признать, что существует первое движущее, которое приводит в движение, само оставаясь неподвижным. А это и есть бог. Кроме того, то, что движется, переходит из состояния возможности в состояние действительности. Поскольку же сущее в действительности всегда возникает из сущего в возможности под действием сущего в действительности, то необходимо, чтобы для возникновения в мире движения существовало некое первое сущее в действительности, сущность которого – чистая деятельность, лишённая какой-либо возможности (потенциальности) и материальности, – это и называется богом. Развитие доказательства бытия Божия в святоотеческий период происходило под влиянием двух взаимодополняющих традиций – античной и библейской. В античной и эллинистической философии были разработаны зачатки основных типов доказательства бытия Божия. В Ветхом Завете можно обнаружить близкие по смыслу указания на то, что бытие Божие очевидно из красоты и величия Его творений (Пс. 18:2; 96:6; Иов. 12:7–9; 37–41; Прем. 13:5: «Ибо от величия красоты созданий сравнительно познаётся Виновник бытия их»). В Ветхом Завете также встречаются свидетельства о возникновении атеизма (Пс. 13:1 и 52:2: «Сказал безумец в сердце своём: нет Бога»). В Новом Завете одним из ключевых текстов для будущего развития доказательства бытия Божия стали слова апостола Павла: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20). Появление доказательства бытия Божия в святоотеческий период было обусловлено, прежде всего, апологетическими задачами, необходимостью отстаивать истину бытия Божия перед лицом всё более усиливавшихся в эпоху поздней Античности атеизма и скептицизма. По словам Иоанна Дамаскина, уже апостолы силой и благодатью Святого Духа совершали многочисленные чудеса для того, чтобы «сетью чудес» извлечь людей из бездны неверия и обратить их к свету богопознания. После них св. отцы стали обращать заблуждающихся на путь истинный не только чудесами, но и «благодатным словом», т.е. убеждением. Так они соединили обе традиции: библейскую и философскую. В доказательстве бытия Божия ранние латинские богословы опирались на учение стоиков и Цицерона. Последующие греческие и латинские отцы церкви, такие как Афанасий I Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Дамаскин, основывались как на трудах своих предшественников, так и на доказательствах Платона и Аристотеля. В результате во II–VIII вв. были разработаны основные разновидности христианского доказательства бытия Божия. Св. отцы единогласно отмечают тот факт, что все люди, даже язычники, по природе обладают внутренним, непосредственным знанием о существовании Бога: «Bсем (людям) по природе присуще знание о Боге» (natura omnibus Dei inesse notitiam).

 



 
PR-CY.ru