ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО - Страница 15

Некоторые мозаики требовали от художника большого уменья и немалой живости воображения. Особенно замечательны колоссальные фигуры Христа. Он представлен обычно в середине полусвода абсиды, спокойно и торжественно задрапированным в паллиум, шествующим на облаках; подобно законодателю, Он держит в своей шуйце свёрток пергамента, десницу же поднимает. Выражение Его лица печально и вместе с тем серьёзно; большие чёрные глаза смотрят строго на входящего в церковь. В первой половине V в. уже заметен упадок в мозаиках церквей Рима. Оживлённые и драматические сцены передаются очень слабо; люди имеют сонный вид, члены их тела непропорциональны и плохо соединены между собой. Художники утрачивают способность представлять действующих людей; сочинение лишается ясности и определённости; удовлетворительнее фигуры в спокойном положении. Вместе с этим возрастающим упадком является отступление от прежнего типа, и изображаются мало привлекательные лица варваров. Тип этот сохраняется у западных христиан до самой эпохи Возрождения. Фон мозаики – золотой или тёмно-синий; в последнем случае он изображает звёздное небо. Замечательные мозаики сохранились также в Равенне, где они появляются не столь рано, как в Риме, а только в V в. Сюжеты их те же, что и в римских церквах. Воспоминания классического искусства ещё настолько сильны, что в сценах чисто христианского значения, каково, например, Крещение Господне, река Иордан изображается в виде старца с тростником в руке и в венке из водяных растений. В мозаиках Равенны встречаются также и сюжеты идиллически-символического характера, преобладающие в катакомбах, например, Добрый Пастырь, в тунике из золотой ткани и в пурпуровом паллиуме, с крестом в руке, среди красивого ландшафта; это – переход от христианского искусства катакомб к византийскому стилю. В некоторых церквах Равенны мозаики занимают большие пространства, их композиция отличается сложностью. По стенам главного корабля с одной стороны идёт по цветущему лугу, под пальмовыми деревьями процессия мучеников, несущих свои венцы и направляющихся к Спасителю, Который восседает на великолепном троне в богатых одеждах и драгоценных украшениях и окружён святыми и ангелами. С другой стороны движется процессия мучениц, красивых и грациозных молодых женщин, одетых в роскошные ткани и также несущих венцы: они направляются к Богоматери, сидящей на троне с Младенцем-Христом на коленях. Эти монументальные, свободно развивающиеся процессии напоминают барельефы, украшавшие храмы древних греков и изображавшие также религиозные шествия.

 



 
PR-CY.ru