ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО - Страница 14

Когда в IV в. прекращается живопись в катакомбах, на поверхности земли, в христианских церквах и базиликах, развивается другой род живописи – мозаика, которую христиане точно так же переняли у язычников. Мозаики незначительных размеров они делали и в катакомбах. Там есть монограммы, некоторые символические знаки и даже фигуры, но очень редко составленные из кусочков камня или стекла; однако темнота, царствующая в катакомбах, не позволяла хорошо исполнять мозаики: для этого нужны были свет и много времени. Очень вероятно, что мусивная живопись украшала также христианские церкви, построенные в Риме до торжества новой веры; но ни одно из подобных зданий не дошло до нас в целости, и самые древние известные нам памятники христианской мозаики, находящиеся на поверхности земли, принадлежат ко временам Константина Великого. В IV в. церкви и базилики, воздвигнутые во многих городах Римской империи, начали представлять деятельности художников большие пространства, которые они и занимали мозаиками. Они почти все разрушены и известны исследователям только по описаниям. Для мозаик употреблялись цветные и позолоченные стеклянные кубики, известные также римлянам. При более тщательной работе поверх позолоты или краски наводился ещё слой стекла. На стену накладывалась особого рода извёстка, или мастика, и кубики мозаики вставлялись в неё; высыхая, это связывающее вещество соединяло их. В Риме самые ранние христианские мозаики имеют ещё символический характер и напоминают живопись катакомб; они изображали также сбор винограда гениями, Доброго Пастыря и т.п. Даже и в следующем веке встречаются мозаики светлой, весёлой символики, приближающиеся к фрескам подземных кладбищ. Этот стиль скоро совершенно исчезает и заменяется изображениями славы Спасителя, Богоматери, апостолов, святых, мучеников и апокалипсических видений. Таким образом, мозаику исследователи называют живописью торжествующего христианства; она приобрела большое значение в ту эпоху, когда новая религия сделалась государственной, когда Христа, Богоматерь и святых начали представлять в победительном и повелительном виде. Очень часто Христос представлен на великолепном троне, украшенном драгоценными каменьями, в богатом облачении; Он окружён апостолами, как царедворцами, и ангелами, как стражей, готовой исполнять Его повеления. Мозаики покрывают обыкновенно так называемую триумфальную арку базилики, находящуюся перед абсидой. Тут изображены главные сюжеты, очень часто Благовещение, но так, что Богоматерь и архангел Гавриил разделены аркой. В самой абсиде находится иногда колоссальный образ Спасителя или Богоматери. Сцены из Ветхого и Нового Заветов изображались по стенам центрального корабля.

 



 
PR-CY.ru