ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО - Страница 13

В городах Италии и Востока также были найдены подобного рода гробницы первых христиан. Отдельную группу составляют равеннские capкофаги; они относятся к V–VIII вв. и беднее фигурами, чем римские; украшения их составляют символические знаки и отдельные образы; реже встречаются на них библейские сцены; архитектурные мотивы и декоративные элементы массивны и напоминают орнаментику византийского стиля, влияние которого здесь очень заметно. Исследователи подчёркивают, что христианская скульптура, заимствовав формы и образы от пластики классического мира, уже падавшей и терявшей свои главные достоинства, но всё ещё богатой изящными мотивами, наследством художественного развития предшествовавших веков, не дала этим формам и образам новую жизнь, не сохранила их красоты и передавала их из поколения в поколение всё с меньшим и меньшим изяществом. Одна из богатейших коллекций древнехристианских саркофагов находится в Латеранском музее в Риме. Из числа саркофагов этого музея, украшенных одной сплошной композицией, выделяется большой мраморный саркофаг, на котором три рельефных изображения Доброго Пастыря расчленяют и обрамляют сцены сбора винограда маленькими амурами. Большой латеранский саркофаг, открытый под церковью апостола Павла, украшен двумя рядами рельефов; в центре верхнего помещён медальон с портретами супругов, которые были в нём похоронены, а по сторонам – ряд композиций, сливающихся одна с другой: Святая Троица – Бог Отец в виде старца на престоле, Иисус Христос, создающий Еву из ребра Адама, и Дух Святой в виде муже с бородой; далее Адам и Ева в раю, между ними Спаситель в виде юноши; справа от медальона – чудеса умножения хлебов, претворения воды в вино и воскрешения Лазаря; в нижнем ряду – в центре Даниил среди львов, а по сторонам – поклонение волхвов, чудо исцеления Спасителем слепого, предсказание Спасителя об отречении Петра, взятие Петра под стражу и изведение Моисеем воды из камня. Те же композиции и почти в тех же формах, но в другом порядке повторяются и на других латеранских саркофагах. Лучшим примером применения живописного рельефа служит саркофаг Латеранского музея с изображением истории Ионы. Горизонтальный выступ делит переднюю доску этого саркофага на две неравные части – верхнюю, узкую и нижнюю, более широкую. Верхний фриз, исполненный высоким рельефом, представляет воскрешение Лазаря и изведение воды в пустыне; нижний, исполненный живописно, изображает историю Ионы. Здесь представлен гористый, уходящий вверх берег, по которому ползают морской краб и улитки, ходит аист, и море с кораблём, с которого мореходы бросают Иону в пасть чудовища. В волнах извиваются змеиные тела двух чудовищ, из которых одно хватает Иону, а другое рядом извергает его на берег. По тому же морю плывёт в четырёхугольном ковчеге Ной. С одной стороны верхний фриз прерывается парусом корабля, на который сверху дует в трубу человеческая фигура, олицетворение ветра, а с другой – деревом, под которым лежит Иона.

 



 
PR-CY.ru