ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО - Страница 16

Равеннские мозаики поражают исследователей своим богатством и величием; в них они находят недостатки рисунка, но удивляются их тщательным исполнением и живостью красок. Ангелы имеют вид прекрасных стройных юношей, но орнаментальные части исполнены гораздо лучше, чем фигуры людей, как это постоянно наблюдается в эпохи падения искусства. Мозаики Равенны всё-таки лучше в художественном отношении и богаче современных им римских, что исследователи приписывают влиянию Византии, которой Равенна была подчинена в области искусства. Новый блеск получают мозаики в этом городе в царствование Юстиниана Великого. Император Константин украсил многочисленные церкви Востока мусивной живописью; мозаичисты пользовались его особенным покровительством, и он избавил их от некоторых налогов. Преемники его подражали ему, и таким образом на берегах Босфора образовалась замечательная мозаическая школа. По мозаикам Равенны исследователи делают вывод, что мусивная живопись в первые века торжества церкви процветала в Константинополе. Но от византийских мозаик до эпохи Юстиниана Великого сохранилось чрезвычайно мало в самом Константинополе; есть образчики мусивной живописи этого времени в городе Фессалонике, в Афонских монастырях, в монастыре св. Екатерины на Синайской горе. Исследователи также заметили, что некоторые восточные мозаики ещё не исследованы, и, как они полагают, есть такие, которые ещё и совершенно неизвестны. Великолепные мозаики в церкви св. Константина в Риме (середины IV в.) сохранились лишь в сводах боковых галерей и две в нишах у входа в храм. Одна из последних представляет Иисуса Христа на горе, из которой вытекают четыре райские реки; по сторона Его два апостола – Пётр, которому Он подаёт свиток с надписью «Dominus pasem dat» («Господь даёт мир»), и Павел; к рекам направляются четыре агнца, по два с каждой стороны, а по сторонам агнцев изображены два города, Иерусалим и Вифлеем, в виде башен. Другая изображает Иисуса Христа сидящем на сфере среди пальм. По описаниям и рисункам, исполненным в XVI и XVII вв. с уничтоженных в 1629 г. мозаик средней части храма, и по мозаикам галерей восстанавливается всё содержание и характер этой первой известной после катакомб мозаичной росписи. В ней применены почти целиком те же декоративные приёмы, что и во фресковой живописи катакомб, только в ещё более роскошных формах. Античные художественные формы, характеризующие собой памятники первой поры христианского искусства, продолжают жить в нём и в эпоху Средневековья, особенно в произведениях скульптуры. Пластинка из слоновой кости собрания Тривульчи в Милане, изображающая жён-мироносиц у гроба Господня, липсанотека (ларец) Брешианского музея, на котором видны те же композиции и в тех же формах, что и на саркофагах и в катакомбах росписи, ватиканский диптих с изображением Христа среди двух ангелов, пиксиды Болонского и Берлинского музеев – все эти памятники одинаково близки как искусству византийскому, так и древнехристианскому искусству.



 
PR-CY.ru