ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО

ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО. Первые христиане, подобно ветхозаветным иудеям, с предубеждением относились к искусству как к такой отрасли человеческой деятельности, которая больше всякой другой подвергалась влиянию язычества и идолопоклонства. С течением времени, когда новое вероучение проникло в Грецию и в Рим, в культуре которых искусство всегда играло огромную роль, у христиан также зарождается искусство. В среде, всецело проникнутой античным духом, не могли сразу возникнуть новые художественные формы, и ещё долго продолжали жить старые, античные, получившие новое, в корне чуждое Античности, содержание. Такое состояние нового искусства продолжается до времени признания христианства государственной религией, когда возникает уже искусство торжествующей церкви. В первые века христианства, из-за подозрительного к нему отношения и гонений, которым нередко подвергались его последователи, христианам нельзя было открыто собираться для совершения общественных богослужений, и приходилось искать для этого скрытые от постороннего взгляда места. Этой цели лучше всего служили катакомбы – обширные подземные помещения для погребения умерших, обычай устраивать которые был заимствован с Востока. Например, в катакомбе Агнии близ Рима были открыты группы небольших квадратных комнат-усыпальниц, служивших, без сомнения, местом собрания верующих. Изредка у входа в подземелья строили небольшое здание, служившее гробницей какого-нибудь наиболее уважаемого члена общины, а также часовней и не отличающееся ни по внешности, ни по устройству от обычных языческих построек. В Риме в середине III в. было около сорока подобных первобытных церквей, но ни одна из уцелевших до нас христианских церквей не восходит ко времени, раньше времени Константина I Великого. Только в IV в. возникают настоящие обширные христианские храмы в форме базилик. Внутри римские базилики в форме параллелограмма были разделены на центральную галерею и две боковые, которые отделялись от неё колоннами, поддерживавшими крышу. Здесь у римлян происходили торговые сделки. В конце центральной галереи находилось несколько возвышенное, отгороженное решёткой место, где заседали судьи и велись тяжбы. Очень часто место трибунала было в нише, которой кончалась средняя галерея. Из всех римских зданий базилика больше всего удовлетворяла требованиям христиан: она не напоминала поклонения ни одному из языческих богов; возвышенное место в конце средней галереи, где заседали судьи, было видно отовсюду; притом же постройка базилики не требовала больших издержек. Христиане приняли её как тип для своих церквей, которые с этого времени у них также назывались базиликами. В некоторых местностях в христианские храмы были превращены римские базилики после некоторых изменений. Перед христианской базиликой находился обычно дворик, почти всегда окружённый портиком; в средине его был колодезь или фонтан с надписью, приглашавшей верующего перед вступлением в храм омыть себе не только лицо и руки, но и душу. При входе в базилику было отделённое стеной место, распространявшееся на все три галереи и назначенное для оглашенных.

 



 
PR-CY.ru