ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской - Страница 27

Он встречается в рукописных и старопечатных книгах, например, миниатюра 1646–1659 гг. в издании Служб и Житий преподобных Сергия и Никона Радонежских (М., 1646 г.) из библиотеки Симона (Азарьина); в скульптурных украшениях храмов – горельефная композиция середины XIX в. скульптора Александра Васильевича Логановского (1812–1855 гг.) на северном фасаде храма Христа Спасителя (в настоящее время в монастыре Донской иконы Божьей Матери в Москве); в поздней иконописи – икона 1904 г. письма Василия Павловича Гурьянова (музей истории религий) с изображением коленопреклонённого Димитрия Иоанновича, опирающегося на меч; в тиражной графике – литография 1866 г. из Троице-Сергиевой лавры, рисунок с цензорским разрешением 1860 г. (оба в Сергиево-Посадском музее; Димитрий Иоаннович в горностаевой мантии, с прижатыми к груди руками); в декоративно-прикладном искусстве – резная работа сергиевопосадского резчика конца XIX в. (музей истории религий); в монументальной живописи – роспись 1870 гг. художника Василия Петровича Верещагина (1835–1909 гг.) в северо-западной нише нижней части пилонов храма Христа Спасителя, стенопись Серапионовой палаты Троице-Сергиевой лавры 1949 г. работы монахини Иулиании (Соколовой). По преданию, отразившемуся в Повести о Куликовской битве, во время похода на Мамая Димитрий Иоаннович в местности Угреша на сосне явилась икона Николая Чудотворца; после возвращения в память о событии на этом месте был основан Угрешский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь. Сохранился храмовый образ Никольского собора обители – чудотворная икона святителя Николая с 19 клеймами жития (около 1380 г., Третьяковская галерея). В конце XIX в. на месте явления образа была построена часовня (освящена в 1893 г., архитектор Александр Степанович Каминский), на стенах которой находились написанные на металле иконы с рассказом о событии (восстановлена в 1998 г.). Сложился особый иконографический извод «Явление образа Николая Чудотворца благоверному великому князю Димитрию Донскому на Угреше», который представлен в поздней иконописи (палехская икона последней трети XIX в.), в декоративно-прикладном искусстве – вероятно, паломнические реликвии, изготовленные по заказу Угрешского монастыря (эмалевый образок второй половины XIX в., Данилов мужской монастырь в Москве). В первом случае Димитрий Иоаннович изображён с нимбом, в военных доспехах и княжеской шубе, в коленопреклонённом молении перед образом Николая на дереве, на фоне гористого пейзажа с воинскими шатрами; на нижнем поле подпись: «Како явися икона святителя Николы Чюдотворца великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому на месте, называемом Угреша, в лето (6888) в походе на Мамая».

 



 
PR-CY.ru