ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской - Страница 28

В другом варианте – на эмалевом образке, небольшой иконе конца XIX в. (Исторический музей), центральной створке резного складня второй половины XIX в. сергиевопосадского мастера (Сергиево-Посадский музей) – Димитрий Иоаннович с воинами представлен в рост, без доспехов и нимба. Несколько литографий с сюжетами из «Жития Димитрия Иоанновича» было воспроизведено в литографиях Петра Иванова и других, напечатанных по рисункам Бориса Артемьевича Чорикова в 1838 г.: «Сын великого князя Ивана II Димитрий приветствует святителя Алексия, возвратившегося из Орды», «Великий князь Дмитрий Иоаннович под благословением преподобного Сергия принимает иноков Пересвета и Ослябю в сподвижники», «Великий князь Дмитрий Донской ранен в битве с Мамаем», «Великий князь Дмитрий Донской утверждает новый порядок наследования». Скульптурная группа «Благоверный великий князь Димитрий Донской» (автор – академик Роберт Карлович Залеман) помещена в верхней части памятника 1000-летию России, возведённого в 1862 г. в Великом Новгороде по проекту Михаила Осиповича Микешина, образ великого князя находится также на подножии среди горельефных фигур русских воинов и героев (скульпторы Матвей Афанасьевич Чижов, Александр Михайлович Любимов). Воинский образ Димитрия Иоанновича привлекал внимание русских художников, например, Ореста Адамовича Кипренского («Великий князь Дмитрий Донской на Куликовом поле» 1805 г., Русский музей), Виктора Михайловича Васнецова («Битва на Куликовом поле» 1915 г., музей истории религий), особенно в XX в. (Юрий Петрович Кугач, Сергей Михайлович Харламов, Илья Сергеевич Глазунов, Сергей Николаевич Андрияка и др.). После канонизации Димитрия Иоанновича в конце XX в. были созданы иконы святого, его образ введён в программы храмовых росписей. Он изображается в традиционном иконографическом типе – в княжеской шубе и шапке, иногда как воин – в доспехах, как правило, сжимает рукоять меча. К единоличным образам относятся, в частности, икона письма монахини Митрофании (1988 г., М., 1997 г.), образ конца 1980–1990 гг. (ризница Троице-Сергиевой лавры), икона около 1995 г. Александра Ивановича Чашкина (церковь великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве), икона начала XXI в. работы Екатерины Чирковой (Исторический музей). Художник Евгений Николаевич Ключарёв выполнил две мозаики с образом Димитрия Иоанновича: в 1994 г. для интерьера храма Георгия Победоносца на Поклонной горе (поясное изображение с поднятым вверх мечом в деснице), в 1996 г. для церкви Димитрия Солунского в посёлке Восточном в Москве (в рост, на внешней стене). В композиции «Собор Русских святых» Димитрий Иоаннович представлен в группе Московских чудотворцев (икона 1997 г. письма Натальи Евгеньевны Алдошиной в церкви Николая Чудотворца в Клённиках, икона 2002 г. работы Михаила Пыжова в церкви Воскресения Христова в Сокольниках в Москве).



 
PR-CY.ru