БЛОК Александр Александрович - Страница 10

Понятно то «самозабвение восторга», с которым сам поэт бросился служить революции, с каким в своей статье «Интеллигенция и революция» призывал «бездомную, бесчинную, бессемейную», как и он, русскую интеллигенцию последовать его примеру, принять Октябрь, работать вместе с Октябрём. Результатом «слепой отдачи» А.А. Блоком революционной стихии явилась его замечательная поэма «Двенадцать». В «Двенадцати» ещё раз торжествует его высокое поэтическое мастерство. Из ходовых уличных словечек, из разухабистой частушки он создаёт произведение необыкновенной художественной выразительности. «Двенадцать», как ни одно из произведений того времени, отразили в себе «музыку революции», единственные в своем роде ритмы конца 1917 г. Однако по своему содержанию, по своей внутренней сущности, «Двенадцать», как уже неоднократно указывалось критикой, очень далеки от подлинной Октябрьской революции, – от её действительных целей и задач. Заставляя своих «двенадцать» апостолов-красногвардейцев на словах мечтать о «всемирной революции», о «раздуваньи мирового пожара», поэт в центр поэмы выдвигает бандитскую расправу одного из красногвардейцев с «изменившей» ему проституткой. Возникающий в поэме «декадентский» мотив разрушения, кровавых расправ «со скуки» («Скука скучная, смертная. Уж я времечко проведу, проведу» и т.д.) также, возможно, характерен для настроений самого автора, даже известной части интеллигенции, «пошедшей в революцию»; но, конечно, этот мотив, не отражает пафоса рабочих и солдат, бравших в Октябре Зимний дворец и Кремль. Равным образом критика справедливо отметила, что и в «Двенадцати», и в написанном вслед за ними стихотворении «Скифы» А.А. Блок «ориентируется не на передовой отряд революции – городской индустриальный пролетариат», а «на представителей солдатско-крестьянской громады», «на отсталые крестьянские массы („скифов“)». Наконец, возглавление «Двенадцати» мужицким «Исусом Христом», «машущим красным флагом», конечно, весьма типично для «народнических» настроений А.А. Блока (Христос «Двенадцати» явно идёт от своеобразного видоизменения Тютчевского Христа (Христа народников-славянофилов) «в рабском виде, благословляя», исходившего родную землю). Оно лишний раз показывает, насколько поэт в своём романтическом «народничестве» был далёк от действительных целей и путей Октябрьской революции. В этом отношении характерно и преимущественное сочувствие А.А. Блока левоэсеровской группировке. «Двенадцать» и «Скифы» были его последней творческой вспышкой. После них он не создал уже ничего значительного.



 
PR-CY.ru