БЛОК Александр Александрович - Страница 3

Одним из первых среди писателей А.А. Блок начинает работать в советских учреждениях: председательствует в репертуарной секции ТЕО, состоит членом редакционной коллегии издательства «Всемирная литература» (редактирует сочинения Генриха Гейне). С 1919 г. работает в качестве председателя режиссёрского управления Большого драматического театра. В 1919 г. принимает близкое участие в организации «Вольной философской ассоциации» (Вольфила), в 1920 г. – в организации Петроградского отдела Всероссийского союза поэтов, председателем которого одно время состоит. Работает в правлении Союза писателей. Годы вслед за 1919 г. отмечены в А.А. Блоке резким упадком настроения, апатией, подавленностью, мрачным отчаянием. Одновременно ухудшается его физическое состояние. В мае 1921 г. А.А. Блок заболел воспалением сердечных клапанов, 7 августа 1921 г. скончался. Александр Блок – по преимуществу, поэт-лирик. Даже когда ему случается выходить за пределы собственно лирики в другие жанры словесного творчества, он накладывает на них явно выраженный лирический колорит, создавая особые роды лирических драм, лирической публицистики («лирические статьи» о «России и интеллигенции»), даже лирических рецензий. Наиболее чистым, беспримесным лиризмом отмечен первый период его творчества – период «Стихов о Прекрасной Даме» (1898–1904 гг.). В «Стихах о Прекрасной Даме» А.А. Блок целиком следует традиции дворянской чистой лирики, отрешённой от всяких общественных элементов, всяческой «злобы дня». Его первым «вдохновителем», по его собственным словам, был Василий Андреевич Жуковский (1783–1852 гг.). В дальнейшем особенно сильное влияние оказала на него поэзия Афанасия Афанасьевича Фета (Шеншина; 1820–1872 гг.). Типичная тематика дворянско-усадебной лирики (любовь и природа, вернее, любовь на фоне природы – «розовых утр», «алых зорь», «золотистых долин», «цветистых лугов») является основным тематическим стержнем всех лирических признаний, обращений и призывов, из которых большей частью состоит первый сборник стихов А.А. Блока. Однако тема любви в переживаниях поэта («последнего дворянина», завершителя всей линии дворянско-усадебной поэзии) приобретает особую окраску. Любовь А.А. Блока, в которой романтическая настроенность юноши (через В.А. Жуковского познавшего «дух немецкой романтики») усиливается переживаемым романом с будущей женой, пронизана мистицизмом. На первых курсах университета «всем существом моим овладела поэзия Вл. Соловьёва», рассказывает сам поэт. Продолжателем мистической, проникнутой культом «Вечно-женственного» «Мировой души», «Божественной мудрости», Софии, поэзии В.С. Соловьёва А.А. Блок начинает свой творческий путь. Как и у В.С. Соловьёва, мистическая эротика А.А. Блока насквозь проникнута «апокалиптикой». Культ «Жены, облечённой в солнце» у поэта эпохи двух революций, сперва надломивших, а затем и вовсе уничтоживших родной ему дворянский класс, характерно соединяется с переживаниями надвигающегося конца мира. Признаки конца болезненно чуткий, утончённо нервный А.А. Блок видит и слышит везде вокруг себя. «Шорохи», «шопоты», «мнимый конский топот», – и во всём этом надвигающаяся Тайна («Озарённая жена», «Солнце завета»). Таков пафос «Стихов о Прекрасной Даме», вскормленных шахматовским «дворянским гнездом», вековой дворянской лирикой и смутным ощущением приближающейся социальной грозы, крушения и гибели «любезных сердцу барских усадеб».

 



 
PR-CY.ru