БЛОК Александр Александрович - Страница 8

Если первый период творчества А.А. Блока был окрашен влиянием «усадебника», чистого лирика А.А. Фета и «апокалиптика» В.С. Соловьёва, если второй его период стоит под знаком «урбаниста» В.Я. Брюсова, влиянием поэта-гражданина, «кающегося дворянина» Н.А. Некрасова и продолжающимся влиянием «почвенника» Аполлона Григорьева отмечен третий, «народнический», период творчества А.А. Блока – период «Стихов о России», стихов о «Родине», лирического цикла «На поле Куликовом» (1908 г.), неоконченной поэмы «Возмездие» (1910–1919 гг.), гражданских «Ямбов» (1907–1914 гг.). В свете «лирических статей» вскрывается символика цикла «На поле Куликовом». «Над городами, как над татарским станом в ночь перед Куликовской битвой», «гул и брожение». Над многомиллионным народом, «как над станом Дмитрия Донского», «сон и тишина». Но на завтра «бой», и те, кто безмолвствуют сегодня – «Русь», «дивное диво», «свет струящая» «народная душа» – одолеют в нём «поганую орду», «татарву», свергнут татарское иго городской, буржуазно-капиталистической цивилизации. В образе России, светозарном видении «народной души», к А.А. Блоку как бы снова возвращается, но расширенным, обогащённым, ранний образ его юношеской возлюбленной, его Прекрасной Дамы. На свой второй, «городской», период он начинает смотреть как на «отступничество», на «грехопадение», как на замену «святыни муз шумящим балаганом» (жизненного дела символизма) модным декадентским литераторством (речь-статья «О современном состоянии русского символизма», 1910 г.). В новых статьях А.А. Блок снова начинает мелькать имя «учителя» первых лет – Владимира Соловьёва. Преклонение перед В.Я. Брюсовым начинает сменяться резко враждебным отношением к нему, как и ко всему городскому «модернизму» вообще, стремлением освободиться от тени «декадентства» и в своей личной жизни, и в своём творчестве. Это решительно сказывается и в стиле новых стихов А.А. Блока. Если в стихах его второго и третьего сборников, как мы видели, является одним из типичнейших представителей «новой», «модернистской» поэтики, одним из наиболее энергичных разрушителей «классического» стилевого канона, в стихах четвёртого сборника – «Ночные часы» (1911 г) – и последующих стихах он снова, как показывает статистика, возвращается к «классическим» формам: «классическим» размерам, точной рифме, «классической» строфике. В то же время, параллельно с «народничеством», с выходом сперва из «тихого белого дома», затем из городского «кабака» в «мир», в «народ», в «Россию», в нём возникает стремление выйти из своей «лирической уединенности», – из «страшного», «затягивающего» «лирического болота» к широкому эпическому изображению реальной жизни, из лирики – в другие, более объективные жанры художественно-словесного творчества – драму, историческую поэму, – стремление «от романтизма к реализму». Эпичность и реализм новых произведений А.А. Блока не следует преувеличивать: в самой его любви к народу, к России есть много романтической приподнятости опоэтизирования «родных лохмотий» (например, знаменитое стихотворение из цикла «Стихов о России» – «Грешить бесстыдно, непробудно»). Но всё же указанное стремление должно быть отмечено не только как весьма характерное и вполне закономерное в общей эволюции творчества А.А. Блока; оно наложило несомненные следы на последний его период.

 



 
PR-CY.ru