БЛОК Александр Александрович - Страница 6

Такую же решающую роль сыграл А.А. Блок в этом периоде своего творчества и в процессе освобождения от точной рифмы. И в том и в другом случае он пошёл дальше всех поэтов-символистов, явившись предшественником поэтики русского футуризма. Меняя строй, стиль А.А. Блок сохраняет и даже усиливает свой романтический колорит: изумительную напевность, «певучесть», рядом с которой знаменитая «музыкальность» стиха К.Д. Бальмонта представляется чем-то внешним, невыразительным. Иррациональность в построении образов, пронизанность стиха метафорами – излюбленный приём романтического «преображения действительности», выдвигаемый А.А. Блоком, согласно исследованиям Виктора Максимовича Жирмунского (1891–1971 гг.), в роль «главенствующего приёма, стилистической доминанты». Обыденное, вливающееся широкой струёй в стихи А.А. Блока этого периода, всегда почти на грани фантастического, сквозит «мирами иными». О таких типичных произведениях этих годов, как «Незнакомка» (стихотворение и развёрнутая из него «лирическа драма» того же названия), по определению исследователей, написаны в «реально Достоевском» стиле. Не оставляет А.А. Блока и ранняя мистическая настроенность. Только взамен серафического «небесного» мистицизма «Стихов о Прекрасной Даме» мистицизм «Нечаянной радости» и «Земли в снегу» является в аспекте «демонизма», трагической влюблённости в собственную гибель, «поруганья заветных святынь». Романтизм А.А. Блока первого периода сродни раннему «воздушному», «грезовому» романтизму иенских романтиков, которые принесли с собой не только новые литературные формы, но и новое чувство жизни, новое восприятие действительности. Романтизм второго периода сходен с «провокаторским» (определение самого Блока), заимствующим у романтиков их внешние формы, но доводящим их до полного внутреннего опустошения; романтизм Генриха Гейне соединяется в А.А. Блоке со своеобразным «русским романтизмом» беспутного поэта и «страстного цыганиста» Аполлона Григорьева. Влияние его стихов на А.А. Блока также начинает сказываться в этот период. «Припадки» «страшной» гейневской иронии, которые, по словам самого Блока, начали посещать его с 15-летнего возраста, теперь проявляются с особенной силой. В один из таких «припадков» была написана А.А. Блоком его первая «лирическая драма» «Балаганчик» (1906 г.), в основу которой положено несколько более раннее стихотворение того же имени. В «дурацких» образах мистиков, ожидающих конца («тихой избавительницы», «бледной подруги») – Смерти, А.А. Блок жестоко издевается над своими собственными «апокалиптическими» чаяниями, над теми шахматовскими «зорями», отражением которых явилась его первая книга. Вслед за «Балаганчиком» он пишет в том же году ещё две «лирические драмы» – «Незнакомку» и «Короля на площади»; в последнем слышатся мотивы революции и в особенности последующей реакции. В «рыдающих», по меткому выражению одного из критиков, драмах А.А. Блока (формальным образцом для них послужил театр немецких романтиков) звучат те же настроения безысходного отчаяния, мрака, гибели, что и в одновременно написанных стихах и в цикле «лирических статей», объединённых общей темой об «интеллигенции и народе» или, следуя позднему и ещё более выразительному названию, данному А.А. Блоком всему циклу, – о «России и интеллигенции».

 



 
PR-CY.ru