Словарь по христианству Б БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ СОБОР

БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ СОБОР

БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ СОБОР (1666–1667 гг.) – поместный Собор Русской православной церкви, созванный царём Алексеем Михайловичем (1645–1676 гг.) и русским духовенством для низложения патриарха Никона (1652–1658, 1666 гг.) и осуждения старообрядчества. Это бы самый представительный Собор по числу участников за всю предшествующую историю Русской церкви. Он проходил в два этапа: заседания, на которых присутствовало только русское духовенство (29 апреля – сентябрь 1666 г.), и с участием как русских, так и греческих духовных лиц (28 ноября 1666 г. – февраль 1667 г.). До настоящего времени дошёл сложный комплекс документов, отражающих период подготовки Собора, его проведение и сопутствующие события. Официальной обработкой материалов Собора является Книга соборных деяний, заверенная подписями греческих и русских участников и опубликованная сразу же после окончания соборных заседаний. Этот документ был создан в ходе Собора или сразу после его завершения, однако исследователи говорят, что его нельзя считать протоколом заседаний. В Книгу деяний входят сгруппированные отчасти по темам, отчасти по хронологии решения Собора. Они представлены как отдельные заседания (но исследователи говорят, что это едва ли точное воспроизведение реальной хронологии), вопросы восточным патриархам и их ответы, некоторые дополнительные тексты, например, сочинения Константинопольского патриарха Афанасия III Пателлария (1634 и 1652 гг.) о чине литургии. В Книге деяний отсутствует изложение заседаний, посвящённых суду над патриархом Никоном, и описание избрания патриарха Иоасафа II (1667–1672 гг.), не упоминается вызвавший острые дискуссии на Соборе вопрос о соотношении царской и первосвятительской власти и т.п. Не ранее сентября 1667 г. богослов, просветитель и мыслитель Симеон Полоцкий (1629–1680 гг.) создал литературную обработку деяний Большого Московского собора – «Сказание о святом Соборе», которое также содержит далеко не полную и, кроме того, не во всём достоверную информацию. Он заменил речь царя Алексея Михайловича к Собору собственным риторическим сочинением, вместо ответа царю Новгородского митрополита Питирима на открытии Собора 29 апреля сделал пометку: речь митрополита написать «или вместо ея сей ответ». Автор «Сказания» изменил и хронологию событий, зачастую объединяя несколько заседаний в одно. Он указал, что последнее заседание состоялось 2 июля, однако в тексте упоминаются заседания, проходившие 12 и 17 июля, а также в августе и в конце сентября. Симеон Полоцкий ничего не сообщает о большинстве допросов и решений по поводу Соловецкого монастыря, в частности о покаянии архимандрита Никанора и других соловецких иноков, кроме Герасима (Фирсова), о посылке на Соловки ярославского архимандрита Сергия с увещеванием и т.п. (эти события исследователям известны по другим источникам). В ряде статей им оставлены пробелы для числа и месяца. Исследователи считают, что свидетельства названных источников должны быть дополнены сведениями из документов о суде над старообрядцами, описанием деяний Собора в сочинении Газского митрополита Паисия Лигарида (1610–1678 гг.), документами по делу патриарха Никона, Житием Никона, написанным иподиаконом при патриархе Никоне Иоанном Шушериным (современное научное издание всех материалов, относящихся к Большому Московскому собору, отсутствует). Необходимость созыва церковного Собора была вызвана углублением старообрядческого раскола, возникновение которого было связано с богослужебными реформами, начатыми патриархом Никоном и преследовавшими цель сближения русской церковной обрядности с греческой. Одной из причин непринятия старообрядцами реформ являлось широко распространённое в русском обществе представление об искажении православия у греков под гнётом турецкого султана и под давлением католической пропаганды. Русская церковь, стремившаяся через «никоновскую справу» обрести обрядовое единство с греческими церквами, по мнению старообрядцев, сама отпала от истинной веры. Из Юго-Западной Руси старообрядцами была заимствована теория «трёх отступлений», согласно которой Рим, Константинополь (на Ферраро-Флорентийском соборе) и Киев (после принятия Брестской унии) подчинились антихристу. Идею третьего отступления старообрядцы перенесли на Москву.

 



 
PR-CY.ru