БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ СОБОР - Страница 4

Предварительными беседами-увещеваниями со старообрядцами руководили Крутицкий митрополит Павел и чудовский архимандрит Иоаким. Иногда разговоры проходили мирно, «с ласканиями» (по словам диакона Фёдора), иногда переходили в открытый конфликт и даже потасовку (с Аввакумом, Авраамием). Первое заседание Собора, состоявшееся в царской столовой палате, открыл царь Алексей Михайлович, ответную речь произнёс Новгородский митрополит Питирим. Последующие заседания шли в Патриаршей крестовой палате, царь на них не присутствовал. Отдельное заседание Собора было посвящено Вятскому епископу Александру, единственному архиерею, усомнившемуся в правильности реформ. Александр принёс покаяние, и решение о снятии с него сана было отменено. Большинство старообрядцев в ходе Собора согласились признать реформы, почти все они были отправлены «под начал» в различные монастыри. По-видимому, раскаяние многих из них на Соборе было притворным, в частности Никанор после возвращения в Соловецкий монастырь немедленно отказался от своего отречения от старообрядчества, произнесённого на Соборе. Только четыре человека (протопоп Аввакум, диакон Фёдор, священник Лазарь и патриарший иподиакон Фёдор) отказались подчиниться соборному суду, признать правомерность реформ, авторитетность судей и чистоту греческого православия. Они подверглись соборному осуждению: священнослужители были лишены сана, затем все анафематствованы. Собор утвердил реформы, начатые патриархом Никоном, но не высказал осуждения в адрес старых книг и обрядов, утверждённых Стоглавым собором 1551 г. и другими постановлениями Русской церкви. Официальная позиция состояла в том, что осуждают за упорство в непослушании Собору и архиереям Русской церкви. В заключение отцы Собора приняли обращённое ко всему духовенству «Наставление духовное», в котором выразили своё общее определение относительно раскола. «Наставление» начинается с перечисления «вин» старообрядцев, далее следует повеление совершать богослужения только по новоисправленным книгам, говорится о необходимости причащаться и исповедоваться (против вождей старообрядчества, учивших о том, что нельзя принимать таинства от «никонианских» попов). В «Наставлении» содержатся «указ о совершении литургии», предписания о совершении брака, отпевании, ряд дисциплинарных повелений. В конце сказано о том, что все священнослужители должны иметь «Наставление» и действовать в соответствии с ним, иначе будут подвергнуты суровым наказаниям. Собор принял ряд постановлений о благочинии: против пьянства священнослужителей, о поддержании порядка в храмах, о непричащении недостойных, против перехода монахов без особого разрешения из одного монастыря в другой и проч. 2 ноября 1666 г. в Москве торжественно встречали Александрийского и Антиохийского патриархов. По всему городу звонили колокола, были организованы три встречи: у Покровских ворот, на Лобном месте на Красной пл., у кремлёвского Успенского собора. 4 ноября состоялся парадный приём у царя, на следующий день Алексей Михайлович в течение четырёх часов наедине беседовал с патриархами. 7 ноября в присутствии русского духовенства и высших государственных чиновников Алексей Михайлович обратился к патриархам с торжественной речью и передал для ознакомления документы, подготовленные к Собору. На прочтение было отведено 20 дней, переводчиком был Паисий Лигарид. В работе этого этапа Большого Московского собора приняли участие 12 зарубежных архиереев: патриархи Паисий Александрийский (1657–1665, 1668–1677/1678 гг.) и Макарий Антиохийский (1647–1672 гг.); представители Константинопольского патриарха – митрополиты Григорий Никейский, Косма Амасийский, Афанасий Иконийский, Филофей Трапезундский, Даниил Варнский и архиепископ Даниил Погонианский; из Иерусалимского Патриархата и Палестины – архиепископ Синайской горы Анания и Паисий Лигарид; из Грузии – митрополит Епифаний; из Сербии – епископ Иоаким (Дьякович); из Малороссии – Черниговский епископ Лазарь (Баранович) и Мстиславский епископ Мефодий (местоблюститель Киевской митрополии). Русские участники Собора: митрополиты Питирим Новгородский, Лаврентий Казанский, Иона Ростовский, Павел Крутицкий, Феодосий, митрополит при московском Архангельском соборе; архиепископы Симон Вологодский, Филарет Смоленский, Иларион Рязанский, Иоасаф Тверской, Арсений Псковский; позднее к ним присоединился новопоставленный Коломенский епископ Мисаил.

 



 
PR-CY.ru