БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 11

В IV–V вв. было написано или отредактировано большинство классических анафор Востока и Запада; этими веками датируются древнейшие сохранившиеся литургические книги – Барселонский папирус IV в., Страсбургский папирус V в. (?), Серапиона Евлогий (IV в.; сохранился в рукописи XI в.). С легализацией христианства стало возможным устраивать в городах торжественные богослужебные шествия, совершать по праздникам службу в новооткрытых церквах, посвящённых этим праздникам, и т.д. Появилось стационарное богослужение, характерное для главных городов христианского мира. С восстановлением императором Константином I и его матерью Еленой Иерусалима и Палестины и постройкой там многих храмов Иерусалим стал главным местом паломничества христиан. На формирование богослужения Иерусалима огромное влияние оказали святые места, связанные с земной жизнью Христа и близких к Нему людей. Почитание святых мест сильно повлияло на формирование цикла памятей Страстной седмицы и вообще круга христианских праздников. Кроме того, в Святой земле друг с другом соприкасались представители разных богослужебных традиций, что способствовало обмену текстами и обычаями и некоторой унификации богослужения во всём христианском мире. В связи с необходимостью совершать многочисленные крещения усилилась роль предкрещальной катехизации, растянувшейся на месяцы. В продолжение катехизации оглашаемые слушали специально произносившиеся для них циклы огласительных и тайноводственных слов (сохранились циклы, произносившиеся Кириллом Иерусалимским, Григорием Нисским, Иоанном Златоустом, Амвросием Медиоланским и др.). Для усиления благоговения перед обрядами крещения и миропомазания их смысл объяснялся оглашаемым только после принятия таинства (так называемое disciplina arcani – Сокровенное учение). После V в. из-за христианизации общества обычной стала имеющая основание в ранней традиции практика крещения детей верующих в раннем возрасте. Это привело к тому, что связанные с катехизацией предкрещальные чины стали пониматься символически. В IV в. уже повсеместной стала практика соблюдать Великий пост в течение 40 дней. Начала оформляться структура памятей цикла Пятидесятницы (в частности, памятники IV в. упоминают праздник Вознесения Господа и пост после Пятидесятницы). После V в. возникают Рождественские и другие посты. В церковные календари начали включать памяти святых, не окончивших свою жизнь мученически, – святителей, преподобных. Кроме того, памяти многих святых, имевшие в предшествующую эпоху местный характер, стали общими для целых областей и даже всего христианского мира. Передача церкви (или постройка) для совершения богослужений базилик – больших общественных зданий (в первые века христиане, как правило, собирались для богослужений в частных домах и на кладбищах) – дала толчок развитию церковной архитектуры и осмыслению организации храмового пространства и его отдельных элементов: алтаря, амвона и проч. Перемещение богослужебных собраний из небольших помещений в базилики, а также вовлечение в богослужение широких слоёв общества повлияли на его внешнюю сторону: к IV в. относятся первые упоминания о церковных облачениях, богослужебной утвари; усиливается роль церковной музыки и изобразительного искусства. Появились песнопения и священнодействия для тех моментов чина литургии, которые в I–III вв. не нуждались в специальном оформлении: начальной части; принесения Даров; причащения духовенства и мирян; заключительных благодарения и отпуста. Ещё одним фактором, повлиявшим на развитие христианского богослужения, стало пользовавшееся в IV в. огромным авторитетом монашество, богослужение которого вначале имело крайне простые формы, но с конца IV в. стало активно взаимодействовать с богослужением городских церквей. С VI в. начинается новая эпоха в истории литургии. Увеличившись в своём составе, она становится теперь своего рода драматическим действом, представляющим основные истины христианства. К VII в. в этом направлении были сделаны большие успехи. Появилась проскомидия в современном её смысле; с упадком института оглашаемых их литургия слилась с литургией верных, которая, в свою очередь, обогатилась новыми песнопениями.

 



 
PR-CY.ru