БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 12

Особое значение для развития литургии за это время имели иерусалимский  патриарх Софроний I (634–638 гг.) и константинопольский патриарх Герман I (715–730 гг.). В VII–IX вв. в связи с исламским завоеванием значительной части востока Римской империи и всей Северной Африки грекоязычные и латиноязычные церкви этих регионов оказались в очень трудном положении, что, в частности, привело к ослаблению, а затем и исчезновению многих местных обрядов (отчасти сохраняющихся до наших дней лишь в богослужении нехалкидонских восточных церквей). К IX в. литургия имела уже почти современный вид, а её дальнейшее развитие касается или несущественных частей, или молитв, произносимых священником тайно от народа (в этом отношении, при отсутствии контроля со стороны народного обычая, изменения происходили очень часто). Период неустойчивости и колебаний закончился в XIV в. после издания константинопольским патриархом Филофеем Коккиным (1354–1355; 1364–1376 гг.) устава литургии, который тогда же был перенесён на Русь митрополитом Киприаном, который в 1390–1406 гг. был митрополитом в Москве. На Востоке полностью самостоятельными оставались лишь богослужебные традиции Иерусалима и Константинополя, постоянно взаимодействовавшие друг с другом. Перемещения грекоязычного христианского населения и монахов из-за угрозы захватнического нашествия способствовали широкому распространению константинопольской и иерусалимской практик и приведению их к общему знаменателю. В Византии в VII–IX вв., несмотря на постоянную военную угрозу, отмечено взлётом гимнографическое творчество, в первую очередь, монашеское, одной из излюбленной форм которого стал канон. Другой важнейшей вехой в истории православного богослужения стало иконоборчество VIII–IX вв., после победы над которым резко возросло значение монашества в церковной жизни Византии, что повлекло за собой повсеместное распространение монастырских Типиконов, монашеской гимнографии и литургических книг, практики общежительных монастырей ежедневно совершать Евхаристию и проч. Огромное влияние на византийское богослужение в IX в. оказала практика константинопольского Студийского монастыря, в которой были соединены константинопольская и иерусалимская традиции. Во время или сразу после окончания периода иконоборчества византийские чины литургии, таинств, лекционарная система и проч. подверглись пересмотру и редактуре; после IX в. богослужение Константинополя достаточно быстро приняло почти современный вид. На Западе огромный вес приобрела римская традиция, вытеснившая в VIII в. (во времена Каролингов) галликанский обряд (позаимствовав из него многие молитвы и песнопения), а в XI в. – и испано-мосарабский. Православное богослужение после IX в. было неизменно ориентировано на константинопольскую, а отчасти иерусалимскую и позднее афонскую богослужебные традиции. К Х в. в Константинопольской церкви сформировались два типа богослужения – соборное и монастырское, существенно отличавшиеся друг от друга. Различия не касались литургии (византийский чин которой, основанный на текстах IV–V вв., в общих чертах сформировался к IX в.), но относились к службам суточного круга. Соборное богослужение зафиксировано в Типиконе Великой церкви, отражавшем практику патриаршего храма – Святой Софии Константинопольской, – богослужение в котором требовало участия императора, патриарха, большого числа духовенства; для монастырей Константинопольского патриархата образцовым был устав столичного Студийского монастыря. Эти две литургические традиции отличались как по самому составу суточных служб (которые в храме Святой Софии образовывали так называемое песненное последование, а в Студийском монастыре совершались согласно палестинскому монашескому Часослову), так и по составу и способу исполнения их текстов. Соответственно типам константинопольского богослужения к началу Х в. сформировались два корпуса богослужебных книг. Основная книга соборного богослужения – Евхологий (в славянской традиции разделяется на Служебник, Требник, Чиновник архиерейский) – содержала тексты литургий, священнические молитвы и ектении служб суточного круга, чины таинств и других последований. Она была воспринята и студийской монастырской традицией: тексты литургий остались без изменений, а молитвы и ектении были распределены в рамках монашеского Часослова.

 



 
PR-CY.ru