БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 14

К началу второго тысячелетия н.э. нормой для народа стало очень редкое причащение; одновременно широко распространилась противоречащая духу Евхаристии (Мф. 18:20) практика немых месс, когда священник совершал Евхаристию для одного себя. Из важнейших изменений богослужения на Западе к XI в. исследователи отмечают использование для Евхаристии бесквасного хлеба, причащение мирян под одним видом (только телом Христовым), практически полное отделение конфирмации от крещения и превращение её в чин перехода от детства к юности (в то время как крещение совершалось над младенцами). Для удобства совершения службы одним лишь священником тексты всех литургических книг собирались в одну – Миссал, ставший с XI–XII вв. главной литургической книгой священника. Службы суточного круга на Западе постепенно вышли из приходской практики, сохранившись лишь в монастырях, а также в домашней молитве всех клириков, которым было строго предписано прочитывать эти службы каждый день. С XIII в. широкое распространение на Западе получил Бревиарий – книга, содержащая все тексты суточных служб на весь год (в сокращении по сравнению с более древней практикой – отсюда название), использовавшаяся больше духовенством и монашеством, чем мирянами. В то же время среди народа огромную популярность приобрели молитвословия для индивидуального чтения, например, Служба Благословенной Деве Марии, а также разного рода паралитургические последования. С появлением книгопечатания стали распространяться небольшие молитвословы, получило развитие сочинение церковных песнопений на национальных языках. В ходе Реформации в XVI в. престиж папской власти и римской литургической традиции был поколеблен (в частности, в официальном католическом богослужении имелись серьёзные злоупотребления). Последующий политический и финансовый кризис Ватикана предвосхитил подъём национальных правительств. Все эти обстоятельства привели к радикальному изменению богослужения реформаторами. Первая богослужебная книга, выпущенная на латинском языке в 1523 г. основателем протестантизма Мартином Лютером (1483–1546 гг.), была фактически пересмотром чина римской мессы, из которого он исключил все следы учения о жертвенности Евхаристии. Впоследствии М. Лютер пришёл к выводу, что необходимы более серьёзные изменения в службах. В 1526 г. на немецком языке были выпущены новые, основательно переработанные последования причащения и крещения; эти последования наряду со службами, куда входят пение гимнов, чтение Священного Писания и проповедь, составляют основу богослужения лютеран. Швейцарские реформаторы (Жак Кальвин и др.) выступали против «средневековых элементов», сохранённых М. Лютером в богослужебной практике, особенно против мнения о реальном присутствии Христа в Дарах Евхаристии. Новой критике средневековая практика подверглась со стороны анабаптистов, отказавшихся признавать крещение младенцев и начавших перекрещивать взрослых после исповедания ими веры. Более умеренной была реформа в Англии. Создатель основной богослужебной книги англиканской церкви Томас Кранмер (1489–1556 гг.) – «Книги общих молитв» – кроме таинств Евхаристии, крещения, священства и других священнодействий сумел сохранить во всеобщей практике англиканского сообщества две службы суточного круга. В католической церкви в ответ на протестантскую критику схоластического учения о таинствах был созван Тридентский собор (1545–1563 гг.), несколько сессий которого было посвящено богослужению. Особое внимание было уделено Евхаристии, крещению, конфирмации и браку, а также частной молитве, особенно призыванию святых в молитве. Была основана Конгрегация священных чинов, которая немедленно начала реформу литургических книг католической церкви с целью унификации богослужения. В результате реформы была создана единая литургическая практика католической церкви, использовавшаяся повсюду (кроме всего несколько храмов Западной Европы и униатских церквей) и просуществовавшая практически без изменений до XX в. В XVII в. в протестантских церквах продолжилось движение за «очищение» богослужения.

 



 
PR-CY.ru