БЕСПОПОВЦЫ - Страница 25

В 1924 г. состоялся Нижегородский областной собор. 15–17 июня 1924 г. в саратовском Троицком храме прошёл собор поморцев Нижневолжской области, приемлющих брак. На собор прибыло более 200 участников, в качестве слушателей присутствовали представители федосеевского, филипповского, спасова, белокриницкого и других согласий. Программа собора включала избрание областной духовной комиссии, обсуждение прав и обязанностей настоятелей, согласование богослужения в разных общинах, ознакомление с законами советской власти, касающимися религии, доклады с мест о церковных нуждах. Собор разработал инструкцию областному Духовному совету, протокол собора был утверждён на Саратовском (Нижневолжском областном) соборе, прошедшем 25–30 мая 1925 г. На соборе обсуждались местные проблемы, в том числе необходимость крещения самокрестов, происходящих от Матвея Андреевича, которые присоединяются к поморцам; решался вопрос о церковном пении; прошли выборы во всероссийский Духовный совет; вырабатывались положения о соборах и проведении в жизнь их решений. В.З. Яксанов выступил с докладом «О современных задачах христианского общества», где особо отметил необходимость организации районных собраний поморцев, издания краткого изложения их учения, развития образования, особенно настоятелей, сохранения устойчивого старообрядческого быта. Собором был принят проект объединения с федосеевцами. В августе 1926 г. в Барнауле прошёл Сибирский старообрядческий съезд. В 1920 гг. проходили областные Северокавказские соборы: первый – в 1925 г. (о нём сведений не сохранилось), второй состоялся 22 мая – 4 июня 1926 г. в станице Гиагинской (современная Адыгея), в нём участвовал 151 человек, были представители из Пскова, Нижнего Новгорода, Сибири. Собор рассмотрел 42 вопроса и избрал областной Духовный совет Северного Кавказа во главе с С.А. Строгановым, местопребыванием совета был определен Ставрополь. 25–27 марта 1927 г. в Орехово-Зуеве собрался первый съезд представителей Духовных советов поморского согласия Центрального округа под председательством наставника С.В. Герасимова, на съезде присутствовали 82 участника. Съезд определил статус помощника наставника, порядок его избрания и поставления. В том же году, в мае, состоялся собор в с. Кошлакове (Курской губернии, ныне в Белгородской области) под председательством П.В. Ершова, председателя Высшего духовного совета. В работе собора участвовали 200 человек, в том числе настоятельницы Чугуевского и Кошлаковского женских монастырей, рассматривались уставные и богослужебные вопросы. В последующие годы соборы проходили тайно, их решения тщательно скрывали, иногда вообще не записывали, но сохраняли в устной форме, в 1930 гг. соборы у поморцев, по-видимому, не созывались. Активные гонения на старообрядчество со стороны советской власти были связаны с широко развернувшейся в 1929 г. коллективизацией, которая сопровождалась борьбой с кулачеством. Старообрядческое крестьянское хозяйство в большинстве своём было достаточно зажиточным, что это дало основание Н.К. Крупской сказать, что «борьба с кулачеством есть одновременно борьба со старообрядчеством». В 1930 гг. было репрессировано большинство наставников поморского согласия. В Нижегородской области, крупнейшем центре «старой веры», по неполным данным, в 1937 г. арестовали и расстреляли настоятеля нижегородской общины поморцев И.М. Кокунина, настоятеля чернухинской общины П.И. Боровкова, настоятеля гарской общины С.И. Сочнова, уставщика И.Ф. Ушакова и др. Многие старообрядцы были арестованы и сосланы за нежелание вступать в колхозы. В марте 1930 г. власти закрыли московский поморский храм в Токмаковом пер. Общине, к которой в 1921 г. присоединились прихожане первой московской (Переведеновской, или Любушинской) моленной, а также поморцы из Рязани, Орехово-Зуева и других городов, перебравшиеся в Москву, власти предоставили центральную часть Успенского храма на Преображенском кладбище. В последующие годы и в настоящее время поморская община размещается на Преображенском кладбище, идёт и восстановление храма в Токмаковом пер., возвращённого в 1993 г. В более благоприятной ситуации оказалось многочисленное поморское согласие в Прибалтике. В 1930 гг. в Латвии существовало 82 общины и 89 239 прихожан. В Литве в это время насчитывалось 53 прихода и 35 тыс. прихожан, в Эстонии – 12 приходов, около 10 тыс. прихожан.

 



 
PR-CY.ru