БЕСПОПОВЦЫ - Страница 21

Съезд принял постановление о ближайших задачах: объединить все местные общества малоначальных спасовцев в единое «тело церковное»; составить ежегодное Всероссийское собрание для всеобщего совета и решения всех нужных вопросов; в каждом селении для руководства обществом избрать местного настоятеля с помощником; каждая местность на расстоянии около 50 верст должна составить старообрядческий округ во главе с избираемым старшим настоятелем и помощником. Большое внимание в постановлении уделялось обучению наставников и молодого поколения, чему должно было способствовать Попечительское старообрядческое братство Спасова согласия, в которое было избрано 40 человек. Члены попечительства (особенно Антипин, Кузнецов) много сделали для сплочения и регистрации малоначальных сообществ, отстаивали своё учение в многочисленных полемических беседах, материалы которых публиковали в Нижнем Новгороде. Деятельность сообщества была прервана заключением и расстрелом (6 сентября 1918 г.) Антипина, закрытием спасовских общин. 15 августа 1907 г. в Нижнем Новгороде открылся собор спасовцев большого начала, в котором участвовали 175 делегатов из Вологодской, Ярославской, Саратовской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской, Самарской, Симбирской, Костромской, Казанской губерний. Собор подтвердил беспоповское мнение об отсутствии в настоящее время православных пастырей и, следовательно, о невозможности совершения многих таинств, запретил мирянам совершение крещения, исповеди и венчания. Таинство брака, по мнению собора, состоит «не в молитвах священника, а в согласии лиц, вступающих в брак по воле родителей». Собор предписал крестить тех, кто переходит в Спасово согласие от «еретиков» и не имеет крещения в три погружения, имеющих же – не перекрещивать. Отлучение от церкви полагалось тем, кто стрижёт или бреет бороду, а также «тайно причащающимся запасными крохами». В постановлении говорилось, что «иночество может существовать и без священства». Представители Спасова согласия приняли участие в прошедшем 24 сентября 1917 г. в Нижнем Новгороде губернском политическом съезде старообрядцев, который был созван Нижегородским политическим союзом старообрядцев всех согласий (основан 29 августа 1917 г.) с целью объединения старообрядчества в ходе выборов в Учредительное собрание. На съезде говорилось: «Для объединения старообрядцев на политической основе нет препятствий, так как речь идёт о гражданском объединении во имя спасения погибающей Родины... Родина гибнет, народ беззаконничает, нет между людьми Бога, искренней любви». В съезде, на котором председательствовал поморец А.А. Молодов, приняли участие 150 уполномоченных от поморцев, белокриницких, спасовцев. Начиная с 1920 г. новоспасовцы регулярно собирались на съезды, где обсуждали, главным образом, способы ограждения общин от влияния внешнего мира. Собор, прошедший в 1920 г. в Вольске, решал вопросы «о стрижении головы по-польски», о роженицах, о всенощных на Рождество, Богоявление и Благовещение, о навечерницах, о наречении имени младенцу в восьмой день, о крещении младенца, о каждении. В 1924 г. состоялись два собора: 2 февраля – в дер. Кизатовке Вольского уезда Саратовской губернии и 15 августа – в Нижнем Новгороде. В 1925–1927 гг. прошли три собора в Нижнем Новгороде, в мае 1927 г. – собор в Самаре. Все эти собрания решали разнообразные насущные вопросы жизни согласия и стремились к тому, чтобы эти постановления выполнялись всеми членами согласия. В 1926 г. новоспасовцы предприняли попытку создания «центральной организации Всероссийского братства», был избран совет братства из 17 человек под председательством И.И. Востроухова. Собор 1927 г. принял решение зарегистрировать все новоспасовские общества и установить сбор с каждого из их членов в пользу Всероссийского братства в размере 5–10 к. 1927–1959 гг. были для спасовцев временем характерного для многих старообрядческих согласий тайного существования – за этот период неизвестно ни одного соборного постановления. Собор 1959 г. решал вопрос о браке Варёновой и Долгополова, хотя и в 1950 гг. внутри согласия возникали вопросы обрядово-бытового характера.

 



 
PR-CY.ru