БЕСПОПОВЦЫ - Страница 23

В 1920 гг., когда советская власть пыталась расширить свою социальную базу, В.Д. Бонч-Бруевич назвал странников в числе наиболее близких к советской власти религиозных сообществ. В 1990 гг. узкий круг последователей страннического учения был сосредоточен в своих исторических центрах, хотя в некоторых регионах, в Каргополье, Казани, на Саратовщине, странников почти не осталось. Согласие некрестяков пережило пору своего наивысшего подъема, как и другие беспоповские сообщества, в 1920 гг. Апологет согласия М.С. Резаев в 1928 г. написал «Объяснение», где изложил расхождение («большое несогласие и раскол») между учением некрестяков и спасова согласия. Некрестяки считают, что «вместо бесчисленных иереев один вечный архиерей, камень краеугольный Христос Сын Божий... Теперь мы зло сотворим, если будем самочинно избирать какого-либо настоятеля и духовника»; часовни и общественные молитвенные дома в такое «горько плачевное время» строить нельзя, на молитву нужно собираться «в простом доме или келии... якоже Господь повелел»; нельзя отправлять «церковную торжественную службу... которую совершали священники в соборных церквах», – надо творить молитву смиренным образом: «чтем псалмы Давыдовы, и тропари покаянны... каноны по уставу келейного правила»; «пение восьмигласовое по Октоем церковным» также нельзя совершать, «но молчание по уму и деянию молитву творим»; категорически запрещается мирянам совершать какие-либо таинства. По мнению некрестяков, близкие к ним спасовцы нарушают правила жизни «последнего времени», потому что строят молитвенные дома «по плану соборных церквей», водружают на них крест, самочинно освящают эти дома и дают им имена наподобие соборных церквей в честь какого-либо праздника. В этих домах спасовцы, по убеждению некрестяков, беззаконно совершают церковные последования: крестят новорожденных младенцев и взрослых, принимают третьим чином от еретиков, совершают таинство покаяния, постригают иноков, венчают браки, совершают чин погребения, «пение производят, как в соборных церквах, по Октаям на восемь гласов». Для совершения «церковных тайн» избирают старичка или монаха-духовника. Исследователям известно ещё одно сочинение некрестяцкого круга, автором которого является С.Ф. Ревин из с. Донгуз Саратовской области. Послание обращено к последователям согласия одного из сёл Саратовщины, вероятнее всего Ключи, Антипию Петровичу и Никонору Антиповичу и исполнено горестных размышлений о судьбе учения некрестяков, терпящих поражения «в полемиках». По словам Ревина, хотя «внешние враги» называют его единоверцев «неверными и некрещеными», «мы же, благодатию Божию направляемы... вместо видимой церкве имеем невидимую, вместо видимых иереев – един истинный Архиерей» («Любезным благодетелям...»). Малочисленное сообщество некрестяков в настоящее время существует в Вольске. В начале ХХ в. возникло титовское согласие, ныне встречающееся в Томской области и прилегающих к ней р-нах Красноярского края. Своё название согласие получило по имени основателя Тита Тарасовича. Учение титовцев во многом совпадает с учением странников и отчасти часовенных. Как и странники, титовцы считают окружающий их мир царством последнего Антихриста, которого они понимают в духовном смысле, негативно оценивают календарную реформу Петра I и введение в России григорианского календаря в 1918 г., требуют от своих единоверцев уничтожения документов и перехода на нелегальное положение. Вместе с тем титовцы принимают бессвященнословный брак. Соборы титовцев проходили в 1912, 1923, 1924 и 1926 гг., в постановлениях последнего наиболее полно раскрыто учение согласия. В XX – начале XXI в. общины средников существовали в Краснодарском крае (станица Тбилисская), Адыгее (Майкоп), отдельных сельских центрах Поволжья и Сибири; в Приморском крае жило незначительное число поморцев-токарёвцев, почитающих икону Божией Матери «Державная», и последователей мельхиседекова согласия, общины мельхиседеков зарегистрированы также в Башкирии. Среди потомков некрасовцев, живущих в США (штат Орегон), в Грузии (окрестности Поти), в России (Ставропольский край), а также в Румынии есть малочисленное согласие беспоповцев, называющих себя «дунаками». Оно образовалось, очевидно, в процессе присоединения основной части некрасовцев к новоучреждавшимся старообрядческим иерархиям, когда небольшая часть сообщества, жившая на Дунае, не признала новое старообрядческое священство.

 



 
PR-CY.ru